Тенденции совершенствования вления предприятием

 

 этап развития ускорением технического прогресса и его роли как фактора конкурентной Предприятия вынуждены орга деятельность, нацели весь персонал на потребителей, запросы которых растут. Для этого создать предприятие, «не имеющее т.е. устранить все между такими функ управления, как разработка, и маркетинг, и различными категориями Взаимосвязи предприятия с  и другими партнерами быть подчинены двум целям – требований потребителя и рынка сбыта.

 в настоящее время  подход к управлению основан на использовании ации, т.е. конкретных обстоятельств, влияют на деятельность в данное время. Ис этот подход, могут лучше какие приемы будут в степени способствовать дос целей предпри

Ситуационный подход на общей концепции вления, но предполагает специфических приемов, варьировать решениями для ения целей управления с сложившейся ситуации.

 подход позволяет конкретные приемы и управления с определенными ями для того, чтобы достичь поставленных целей более эффективно. Он позволяет определить какие ситуационные переменные лучше использовать для повышения эффективности управления.

Методология ситуационного подхода строится на следующих положениях:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления: системного анализа, индивидуального и группового поведения, методов планирования и контроля.

2. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия (положительные или отрицательные) от применения данной методики.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект будет иметь проводимое изменение.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы отрицательный наименьший эффект и обеспечивали достижение целей эффективными путями в условиях сложившихся обстоятельств.

Успех ситуационного подхода зависит от правильной оценки влияния переменных на принятие решения о необходимости различных изменений на предприятии. Установление данных переменных особенно важно в области лидерства, организационного поведения и структур управления. Задачей менеджера является выявить все переменные, классифицировать их на две группы (внутренние и внешние) и выбрать наиболее значимые, влияющие на успех предприятия.

С точки практической значимости большое признание на Западе получили в настоящее время семь элементов управления предприятием (концепция 7 S): стратегия, структура, система и процедуры работы, стиль, состав персонала, сумма навыков и совместные ценности, характеристика которых приведена в табл. 9.3.


Таблица 9.3

Характеристика элементов управления предприятием

Элементы управления Характеристика элементов
Стратегия strategy Курс на распределение ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей
Структура structure Изменения организационной схемы (функциональной, децентрализованной и т.д.)
Система и процедуры systems Совершенствование процессов и установленных процедур управления (систем планирования, управления качеством и т.д.)
Состав персонала staff Постоянное повышение квалификации и развитие персонала предприятия
Стиль Управления style Изменение характера действий управленческого аппарата по достижению целей путем делегирования полномочий и ответственности
Сумма навыков персонала skills Развитие способностей персонала по самостоятельному принятию решений и ликвидации возникших проблем
Совместные ценности shared values Создание единой системы ценностей и основополагающих концепций, которые доводятся до сознания каждого работника предприятия

 

Данные элементы могут быть разделены на две принципиально различающиеся группы: «жесткие» и «мягкие». Первая группа элементов управления отражают формальную сторону предприятия: организационные структуры, стратегии и системы управления. Во вторую группу входят: стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала и совместные ценности. Активно использование двух групп элементов при совершенствовании управления отличает, в частности, японские предприятия от американских.

Использование «мягких» элементов формирует результативный подход к управлению предприятием, сущность которого состоит в организации управления на основе прогноза будущих результатов деятельности: увеличение прибыли, стабильность кадров, улучшении конкурентного положения на рынке сбыта и других.

Использование модели 7S обеспечивает предприятию следующие преимущества:

- модель является диагностическим инструментом для анализа неэффективных предприятий;

- модель направляет организационное изменение;

- модель совмещает рациональные и конкретные элементы с эмоциональными и неконкретными;

- менеджеры должны уделять внимание всем элементам, т.к. все они взаимосвязаны /28/.

Современными тенденциями развития предприятия являются:

- развитие интеграционных операционных систем (гибкое производство, реинжиниринг, минимум запасов, снижение размеров предприятий);

- развитие организационных структур (дивизиональные структуры, сетевые структуры, малые группы, внутренние рынки, стратегические центры прибыли);

- развитие систем управления качеством (бездефектная работа, активизация персонала, партнерство с поставщиками, самоконтроль);

- развитие систем стимулирования (участие в прибылях, развитие нематериального стимулирования);

- стабилизация состава работников (переквалификация, самостоятельность работников, улучшение состава работников);

- вовлечение работников в управление (рабочие группы и комитеты, демократизация управления).

Основными требованиями к организации управления с учетом наметившихся тенденций являются: ориентация на предвидение; интеграция и глобализация; распространение информационных технологий; гибкость и адаптивность; ведущая роль клиента; ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы; возрастание роли инноваций и предпринимательства /26/.

Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления – современной и будущей – представлены в табл. 9.4 /26/.

Таблица 9.4

Сравнение современной модели и модели будущего

Объект изменения Современная модель Модель будущего
организация иерархия сеть
структура самодостаточность взаимозависимость
ожидания работающих удовлетворение насущных нужд качественный рост персонала
руководство автократичность целевая ориентация
рабочая сила однородность принадлежность к разным культурам
работа индивидуальная групповая
рынки внутренние глобальные
выгоды стоимость время
Ориентация прибыль потребители
ресурсы капитал информация
управление совет директоров разные комбинации органов управления
качество достижение заданного уровня   бескомпромиссное достижение возможного уровня

 

В работе менеджеров также наметились определенные изменения, а именно – переход от традиционного подхода к результативному (табл. 9.5).


Таблица 9.5

Сопоставление результативного и традиционного подходов к управлению предприятием

При результативном подходе управляющий стремится При традиционном подходе управляющий стремится
выполнять работу таким образом, чтобы обеспечить эффективность; выполнять работу требуемым способом, если даже эта работа не дает ожидаемых результатов;
избегать возникновения проблем, путем выбора конструктивных альтернатив для уменьшения риска; решать проблемы по мере их возникновения посредством управления кризисной ситуацией;
оптимально использовать ресурсы путем замены на более эффективные; экономить ресурсы;
повышать прибыль; снижать себестоимость;
достичь лучших результатов; контролировать затраты;
оценивать конечные результаты. выполнять обязанности в соответствии с должностными инструкциями.

 

Таким образом, при применении результативного подхода к управлению предприятием формируется инновационный тип менеджера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: