Понятие менеджмента в государственной службе

МЕНЕДЖМЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Введение

Управление. Желание управлять и умение управлять, это как две стороны одной медали, суть одного, но диаметрально противоположное. Если одно не совпадает с другим, то достижение успеха превращается в несбыточную цель.

Применительно к государству и особенностям менеджмента в государственной службе, как в службе, уполномоченной быть связующим звеном между государством и обществом, желание управлять наблюдается у подавляющего большинства допущенных к государственной службе, однако умения управлять это не прибавляет.

В настоящее время вопрос государственной службы и её эффективности выносился на повестку дня неоднократно и громогласно первыми лицами страны, с обещанием: «наладить, углубить и расширить». Правда, все обещания свелись к простым мерам: «сократить, урезать, отнять». государственный служба управление менеджмент

Подобные методы отражают истинные особенности государственной службы и ее менеджмента в России, однако ни в коей мере не способствуют её (службы) развитию и улучшению. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или, вернее сказать, реструктуризации системы государственного управления.

Объектом исследования данной работы является менеджмент в государственной службе в России.

Предметом исследования являются особенности, присущие применению методов и приемов современного менеджмента к отношениям, возникающим в государственной службе.

Изученность проблемы менеджмента государственной службы в России довольно широка, так как все проблемы и пробелы видны невооруженным взглядом, но все научные труды и даже нормативные правовое акты носят рекомендательный, либо неправоприменительный в реальности характер, так как властьпридержащим выгоден порядок, сохранявшийся последние 20 лет.

В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым разработкам в области обеспечения эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в области государственного управления хочется отметить следующие имена: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина, Л.В. Сморгунов, П.В. Сергеев. Относящиеся к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности государственного управления являются использованные в данной работе труд Лубина Доу.

Существует много разработанных и даже апробированных за рубежом методов и способов решения проблемы эффективности менеджмента в государственной службе (например, модели организации государственной службы (конкурсность, элитаризм, образованность) в Японии, США, Южной Корее). Сравнительный анализ роли государства в общественных процессах России и западноевропейских стран показывает даже на первый взгляд, что недопустимо подавление многих государственных функций и самоустранение от выполнения своих обязанностей, что ведет к ослаблению, а не усилению нашей государственности. Но, безусловно, знание и применение западного опыта там, где это, возможно, является необходимым. Литература же наших авторов позволяет выявить специфику государственного управления в России, провести глубокие исторические изыскания и выявить те факторы, которые влияют на государственное управление. Таким образом, сочетание и аналитический подход к данным источникам дает благодатную почву для глубокого научного исследования.

В России имеющийся федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» претерпел лишь одно изменение в 2007 году, и то выразившееся в изменении одной строчки о федеральных государственных образовательных стандартах применительно к формируемому кадровому резерву.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» претерпевал изменения значительно чаще (тринадцать раз с 2004 по 2010 год), показывая стремление государства изменить что-то к лучшему.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, в рамках проведения административной реформы предполагалось провести ряд мероприятий, направленных на оздоровление и оптимизацию государственной службы в России.

Целью данной работы является исследование особенностей менеджмента в государственной службе России.

Задачей - нахождение и определение наиболее эффективных путей оптимизации и реформирования государственной службы и нахождение приемов менеджмента, применение которых позволит вывести государственную службу на качественно новый уровень.



Глава 1. Менеджмент в государственной службе

Понятие менеджмента в государственной службе

 

Итак, давайте определимся с основными понятиями и терминами, которые будут использованы в данной работе.

Прежде всего, это понятие государственная служба. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»:

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Если коротко, то государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государства, его органов власти и т.п.

Государственная должность - это элементная штатная единица с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного органа, денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей. Должностными лицами органов государственной власти признаются государственные служащие, постоянно, временно или по специ­альному поручению выполняющие функции представителей государственной власти Федерации или ее субъектов, а равно организационно-распорядительные, контрольно-ревизионные, хозяйственно-управленческие или информационные функции.

В законах и иных актах дается исчерпывающий перечень должностных лиц. Прежде всего, это руководители и их замес­тители. Должностные лица при осуществлении своей служебной компетенции имеют дискреционные полномочия, т.е. право при­нимать решения, касающиеся других лиц, организаций, органов в пределах закона. Они имеют право на совершение юридически значимых действий, в частности административных актов (на­пример, вправе издавать распоряжения за своей подписью).

Менеджмент – процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент.

Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком и узком значении.

В узком смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. С этих позиций государственное управление изучается, в частности, административным правом. Его объект - правовые формы государственного управления.

В широком смысле - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различ­ных общественных отношений путем деятельности всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их органов, государственных служащих.

Назначение государственного управления состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установлении их рациональных взаимосвязей путем применения государственной власти.

Таким образом, менеджмент в государственной службе – это процесс управления в рамках учреждений государственной службы, наука об этом управлении, искусство управления и соответствующий набор навыков, а также персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: