Не спеши говорить "аминь", если не
слышал, о чем молился твой ближний.
Веслав Малицкий
За последние годы появилось большое количество книг, статей, интернет-сайтов, посвящённых критике и попытке искажения тех или иных положений езидской религии, его первоисточников и правовых предписаний. Причём значительная часть подобных материалов носит необъективный и предвзятый, а порой и откровенно клеветнический характер. К большому сожалению, приходится констатировать факт, что подавляющее большинство измышлений в адрес езидизма исходит не от искренне заблуждающихся людей, не имеющих доступа к достоверной информации, а от тех, которые сознательно и планомерно ведут активную деятельность по искажению смыслов вероучительных, исторических, философских, правовых, социальных и других аспектов езидизма. Особенно усердствуют в подобного рода пропаганде представители религиозных конфессий, ведущие миссионерскую деятельность. Поэтому в настоящее время назрела насущная необходимость опубликования компетентных и обоснованных научно-философских материалов, которые бы противодействовали распространению этой дезинформации.
|
|
Мы должны констатировать: езидизм в курдских диаспорах на постсоветском пространстве медленно угасает с уходом старших поколений, а молодёжь не проявляет к нему почти никакого интереса.
«Статистические» езиды понятия не имеют о фундаментальных истинах религии. Особенно же много «формальных» езидов среди молодёжи. Они скорее признают существование «Высшего Разума», «Абсолюта», или вообще не верят ни во что сверхъестественное.
Но и среди тех, кто всё-таки признаёт себя верующим, значительная часть не знает, что такое молитва, не участвует в обрядах, не отмечает религиозные праздники. Парадокс состоит в том, что люди, называющие себя езидами, не верят в реальное существование Ходе и его земное воплощение шейха Ади как человека, не говоря уже о Малаке Таусе и Султане Езиде. Обычно они в своё оправдание говорят: «Я верующий, но не фанатик». Не секрет, что в умах и душах огромной массы людей, называющих себя езидами, царит полный хаос. Их верования и убеждения зачастую радикально отличаются от того, что проповедуют духовные наставники — шехи и пиры.
Впрочем, если человек считает себя езидом, это уже хорошо: у такого человека всегда остаётся шанс однажды действительно им стать. Многие же курды при упоминании имени шейха Ади в лучшем случае скажут: «Достойный, наверное, был человек, раз его помнят и чтут до сих пор».
Езиды на протяжении всей истории своего существования подвергались гонениям и насмешкам, на них возводились самые нелепые обвинения. Ложные стереотипные представления о езидизме, зачастую искусственно насаждаемые и поддерживаемые мусульманскими каламистами и иерархами христианства, вынудили общину уйти в глубокую конспирацию.
|
|
По причине гонений езидские обряды и богослужения проводились в тайне, и на них допускались только члены общины. Это послужило дополнительным поводом для домыслов и слухов о езидах, порою доходящих до абсурда.
Задача теологов и подвижников — открыть всем людям колоссальное внутреннее богатство езидизма, доступно объяснив и обосновав его фундаментальные положения.
Защита веры через рациональное обоснование позиций езидизма, опровержение нападок и разоблачение лжеучений должно стать приоритетным в деятельности тариката, и в этом деле необходимо опираться на «Езидскую аксиологию[455] и апологетику»[456].
С точки зрения езидской религиозно-философской аксиологии, духовные ценности первичны по отношению к социальной жизни, именно они определяют целеполагание в жизни конкретного человека и общины в целом.
Апологетика, возникшая как наука о рациональном обосновании христианской веры, может быть применена и в отношении езидизма. К сожалению, оправдываться, то есть «восстанавливать правду», приходится не только тем, кто в чём-то провинился, но и тем, кого обвиняют безвинно.
«Езидская апологетика» имеет целью разъяснение наиболее проблемных моментов езидских традиций, вызывающих непонимание, как у приверженцев религии, так и у представителей других религиозных и философско-мировоззренческих учений.
В данном труде разъяснение этих моментов проводится не по классической богословско-догматической схеме, принятой для сочинений данного класса, но имеет место современный научный и философский подход к поставленным проблемам. Доказательство всегда предполагает равноправный искренний диалог, который вряд ли возможен во время устрашающих нападок. Кулак никогда не принимался как решающий аргумент для свидетельства о любви Божьей. Поэтому навязывать истину силой просто бессмысленно.
Важнейшая причина заниматься апологетикой состоит в том, что это занятие заповедано нам Богом. В классической форме эта мысль выражена в Первом послании Петра 3:15: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Возможно, никто и никогда не спросит вас о вашей вере, однако вы постоянно должны быть готовы дать ответ на такой вопрос, если он будет задан. Готовность — это не только обладание верной и точной информацией, но и стремление поделиться истиной нашей веры. Мы должны обосновать нашу позицию перед всяким, кто спросит нас о ней. Не каждый, кто уверовал или готов уверовать, нуждается в таком обосновании; но нам следует уметь и быть готовыми дать ответ тому, кто хочет его услышать. Это значит, что мы должны противостоять своим собственным и чужим мыслям, которые мешают нам и другим людям познать Бога через езидизм.
Всякий, кто пытается отвечать на вопросы неверующих, подвергается давлению и искушению потерять терпение, однако наша конечная цель — привести их к той истине.
С древнейших времён и по наши дни человечеству свойственно поклонение и почитание важнейшего, наисвятейшего в своей жизни. Современный человек презрительно поморщится при слове «поклонение»: «Никому мы не кланяемся!» Именно по этой причине в массовом сознании молитва считается чем-то недостойным; другое дело — медитация: здесь нет поклонения, а только погружение в свою собственную «святыню», священные слои внутреннего сознания. Очевидно, однако, что современный человек почитает святейшим в своей жизни самого себя, холит, лелеет, защищает от поруганий свою «святыню». А религиозное переживание отличается тем, что человек не только поклоняется и проводит в жизнь свои представления о наиважнейшем, но и выходит за пределы самого себя и тварного мира. Он способен на помощь и даже на самопожертвование, не замыкается на своих проблемах и достоинствах, не ограничивает себя своими потребностями, только этой нацией, только этим государством, только этой общественной средой, только этим миром. Определение человеком смысла жизни зависит от того, насколько широко и глубоко эта жизнь осмыслена. Осмысление жизни религиозным человеком всегда надмирно, трансцендентно.
|
|
Творя людей по Своему образу, Бог наделил их разумом (Быт. 1:27; ср. Кол. 3:10). Именно этим мы отличаемся от «бессловесных животных» (Иуд. 10). Бог призывает людей рассуждать (Ис. 1:18), различать истину и заблуждение (1 Ин. 4:6), добро и зло (Евр. 5:14). Важнейшее предназначение разума — давать основания для веры. Вера без оснований остаётся именно такой — необоснованной.
Люди ничего не принимают на веру без доказательств — и это справедливо. Бог сотворил людей разумными, мыслящими существами, и он ожидает от нас разумного поведения. Бог хочет, чтобы мы делали шаг к вере, озарённые светом её истинности, а не совершали прыжок в тёмную неизвестность.
У веры есть два измерения: «верить, что...» и «верить в...». «Вера, что...» предоставляет доказательства и даёт рациональные основания для убеждённости, на которой строится «вера в...». Таким образом, рационально мыслящему человеку нужно получить доказательства, что Бог существует, — и тогда он уверует в Бога.
«Обычный человек не может познать Бога». По этому поводу апостол Павел писал, что «душевный (т. е., не духовный) человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14). Проблема состоит не в том, что неверующие не знают о существовании Бога. Просто они не хотят принимать его из-за моральных последствий, которые этот шаг неизбежно повлечёт за собой. Они понимают умом, что Бог есть (Рим. 1:19-20), но не принимают его сердцем (Рим. 1:18). Поэтому Бог призывает нас отвечать на вопросы ищущих его (1 Пет. 3:15). Для этого он дал нам «явные» (Рим. 1:19) и «многие верные доказательства» (Деян. 1:3). Сказано, что вера есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Получив доказательство, что свидетель заслуживает доверия, я с полным основанием верю его словам о том, что видел он и не видел я. Точно так же наша вера в «невидимое» (Евр. 11:1) обоснована доказательствами существования Бога — и эти доказательства «через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Но если вы не стремитесь познать Бога, то не познаете себя, и тогда вы в убогости, и вы - убогость.
|
|
Резюме:
«В делах религии рассуждения бесполезны», поскольку в Бога следует просто верить, и Бог требует от людей веры, а не рассуждения (Евр. 11:6). Однако даже в Писании Бог призывает нас рассуждать (Ис. 1:18; Мф. 22:36-37; 1 Пет. 3:15). Бог рационален, и он создал нас рационально мыслящими существами. Бог не стал бы осуждать нас за использование рассудка, который он дал нам, в таком важном деле, как наша вера в Него[457].