Пиры руководят религиозной практикой — постами, проведением праздников — следят за точным соблюдением религиозных правил и обычаев во внешнем виде и в поведении, выступают в качестве духовного наставника, чьи слова для каждого курда-езида считаются Şûrebir — «Шуребыр»[508], т.е. законом, занимаются лечебной практикой и гаданием[509]. Они помогают шехам при омовении и погребении умерших. В праздники или во время коллективных трапез по случаю какого-либо события при отсутствии шейха все необходимые обрядовые действа совершаются пиром. Если предполагалогается совершение ритуального жертвоприношения по какому-либо поводу, то для этой цели жертву выбирает пир и метит животное. Это означает, что данное животное в дальнейшем будет принесено в жертву. Тем не менее, в практической жизни езидского общества их функции в сравнении с функциями и правами шейхов заметно ограничены.
Главным родом среди пиров является род Асмаман, более известный как «пире чел пира» (пиры сорока пиров). Межродовые браки в касте пиров запрещены только с пирами семьи Асмаман, а также с представителями того рода пиров, по отношению к которому данная семья является мридами, на остальные случаи запрет не распространён. Для представителей дома Асмаман браки возможны только внутри своей семьи (т. е. «пиров сорока пиров»)». Вопрос, почему запрет действует только в отношении рода Асмаман, пока не имеет объяснения.
|
|
В предыдущей главе мы затронули эту тему, здесь приведём дополнительные пояснения. Как нам представляется, пиры данного рода получили своё название по характеру имя). Первый шаг новопосвящённого на суфийский путь — изучение и ежедневные многократные повторения имён Аллаха — «аль-асма аль-хусна» (арабск. — самые прекрасные имена Аллаха, см. Коран, 7:180) — под неустанным вниманием наставника — пира. Период уединения «хальва», в зависимости от преследуемых целей «путника», может продолжаться 3, 40 или 1001 дней[510]. Учитывая, что пиры Асмаман иначе именуются «пирами сорока пиров», это может означать, что они посвятили в ранг пиров сорок последователей, с которыми духовная связь не позволяет вступать в брачные узы. Поскольку пиры остальных оджахов — новообращённые, на них не распространялось данное ограничение.
Дмитрий Пирбари даёт следующую информацию: «Изначально вотчиной Хаснмана (Асмаман) была территория долины Харир (близ Эрбиля, Южный Курдистан), в которой он правил. Потом он стал последователем шейха Ади и пришёл в Лалыш»[511]. Мы же пришли к выводу, что этническая идентичность оджаха пиров Асмаман и касты Шехани выражает только осознание своей принадлежности к курдской общности. По этой причине святилище Асмаман находится в храмовом комплексе Лалыша, а не в родовой усыпальнице.