Табу на браки в касте Пирани

Пиры руководят религиозной практикой — постами, про­ведением праздников — следят за точным соблюдением рели­гиозных правил и обычаев во внешнем виде и в поведении, вы­ступают в качестве духовного наставника, чьи слова для каждо­го курда-езида считаются Şûrebir — «Шуребыр»[508], т.е. законом, занимаются лечебной практикой и гаданием[509]. Они помогают шехам при омовении и погребении умерших. В праздники или во время коллективных трапез по случаю какого-либо события при отсутствии шейха все необходимые обрядовые действа со­вершаются пиром. Если предполагалогается совершение ри­туального жертвоприношения по какому-либо поводу, то для этой цели жертву выбирает пир и метит животное. Это означа­ет, что данное животное в дальнейшем будет принесено в жерт­ву. Тем не менее, в практической жизни езидского общества их функции в сравнении с функциями и правами шейхов заметно ограничены.

Главным родом среди пиров является род Асмаман, более известный как «пире чел пира» (пиры сорока пиров). Межро­довые браки в касте пиров запрещены только с пирами семьи Асмаман, а также с представителями того рода пиров, по отно­шению к которому данная семья является мридами, на осталь­ные случаи запрет не распространён. Для представителей дома Асмаман браки возможны только внутри своей семьи (т. е. «пи­ров сорока пиров»)». Вопрос, почему запрет действует только в отношении рода Асмаман, пока не имеет объяснения.

В предыдущей главе мы затронули эту тему, здесь при­ведём дополнительные пояснения. Как нам представляет­ся, пиры данного рода получили своё название по характеру имя). Первый шаг новопосвящённого на суфийский путь — из­учение и ежедневные многократные повторения имён Аллаха — «аль-асма аль-хусна» (арабск. — самые прекрасные имена Аллаха, см. Коран, 7:180) — под неустанным вниманием на­ставника — пира. Период уединения «хальва», в зависимости от преследуемых целей «путника», может продолжаться 3, 40 или 1001 дней[510]. Учитывая, что пиры Асмаман иначе именуют­ся «пирами сорока пиров», это может означать, что они посвя­тили в ранг пиров сорок последователей, с которыми духовная связь не позволяет вступать в брачные узы. Поскольку пиры остальных оджахов — новообращённые, на них не распростра­нялось данное ограничение.

Дмитрий Пирбари даёт следующую информацию: «Изна­чально вотчиной Хаснмана (Асмаман) была территория до­лины Харир (близ Эрбиля, Южный Курдистан), в которой он правил. Потом он стал последователем шейха Ади и пришёл в Лалыш»[511]. Мы же пришли к выводу, что этническая идентич­ность оджаха пиров Асмаман и касты Шехани выражает толь­ко осознание своей принадлежности к курдской общности. По этой причине святилище Асмаман находится в храмовом ком­плексе Лалыша, а не в родовой усыпальнице.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: