Табу на браки в касте Шехани

 

Шехи являются духовными и светскими лидерами езидов. Главная задача, возложенная на них — сохранение и укрепление у езидов чувства веры и почитания Малак Тауса, Шехади и Езиде Сора. Везде, на всех мероприятиях кавлы, воспевающие эти божества, обязаны исполнять только шейхи. Касте шейхов также предоставлено основное право на отправление следующих религиозных обрядов и треб:

· управление ритуалами и обрядами на праздничных торжествах;

· в связи с приемом чужака в свое племя совершать обряд "усыновление"[484];

· вести переговоры между сторонами жениха и невесты во время сватовства (nahik birîn);

· руководить ритуалом жертвоприношения по разным поводам;

· возглавлять во время похорон все сопутствующие обряды с чтением религиозных гимнов: при омовении тела умершего, организации и раздаче поминального угощения (nanê mirya) после погребения и т. д.;

· изгонять из племени или рода любого его члена за провинность или неисскупляемый проступок;

· являясь предводителями племени, принимать участие и в решении вопросов чисто бытового значения.

На сегодняшний день по причине ослабления духовных, родоплеменных и кровных уз эти обычаи постепенно изживают себя.

Как было отмеченно в начале данной главы, каста Шехани состоит из трёх оджахов: Адани, Катани и Шамсани.

Ветвь Адани — главенствующая в Ездихане и берет своё на­чало от Абуль-Бараката ибн Сахр ибн Мусафира, который сле­довал тарикатскому «пути» дяди — шейха Ади и считается его преемником. Следующий в цепи преемственности — его сын Абуль-Мафахир шейх Ади II, более известный по лякабу Ади «аль-Курди». Его именем названа подкаста «Адани», которая имеет следующие ответвления («mol» — очаги):

· очаг шеха Хасана, или Шехисна (şêx Hesen, Şêxîsin), сына Ади аль-Курди (ум 1254/55 г.);

· очаг шеха Браима Хатми (Brahîm Xetimî), сына Шехис­на, основателя одного из самостоятельных ответвлений его рода;

· очаг шеха Шарфадина (şêx Şerfedîn), сына Шехисна (ум 1257/58 г.);

· очаг шеха Зайдина (Zeydîn, или Zêndîn), третьего сын Шехисна — служителей не имеет;

· очаг шеха Муса или Мусе Сора (Mûsê Sor);

· очаг шеха Этима (Êtîma);

· очаг шехов по линии сти[485] Гул (sitya Gul)[486];

· очаг шехов по линии сти Таус (sitya Tawus)[487];

· очаг шехов по линии сти Нафис (sitya Nefîs)[488].

Оджах Адани (Шехисн) в этническом отношении по вос­ходящей и нисходящей линии имеет арабские корни (см. ч. V, гл. 2). Этого мнения придерживается и большинство учёных-езидологов.

Di nofa Adanî de ev Şêx hene:

- Şêx Hesenê Dasnî (Şêxesen), ew bi Ebûl Berekat kurê Sexir jî tê nasîn, ew biraziyê Şêxadî ye.

 - Şêx Şerfedîn.

-Şêx Zênidîn.

- Şêx Ibrahîmê Xitmî.

- Şêxmûsê Sor.

- Şêx Mûsa, ew bi“Şêxê Sêwiyan” jî tê naskirin.

Zaroyên Şêxadî tine bûn, loma jî biraziyê wî Şêx Hesenê Dasnî “Şêx Ebûl Berekat” destê wî rakir, lê belê ew li sala 644g/1246an.z li ser destê xudanê Mûsilê Bediridîn Luilui hat kuştin.

Piştî Şêx Hesenê Dasnî, kurê wî Şêx Adiyê Diduyan “El Kurdî” şûna wî girt. Wî jî çend law li şûna xwe hîştin, jê: Şêx Şerfedîn, Ibrahîmê Xitmî, Şêx Zênidîn û Şêx Mûs.[489]

Оджах Шамсани включает четыре ответвления — рода бра­тьев Шамса (Şêşims), Фахра (Fexr), Сыджи (Sica) и Насра (Na­sir), сыновей Ездина Мира (Êzdîna Mîr), о чём свидетельствует религиозный гимн «Beyta «Heyi Male»», стих 6:

 

Mala min Şemsedîne, Ferxedîne,                    Очаг (дом) моих шехов восходит к Шамсадину, Фахрадину

Sicadîne, Nasrêdîne,                                Сыджадину, Насрадину

Her çar pisê Sit’iya Zîne,                                 Всем четырём сыновьям госпожи Зин

xelefa Mîr Ezdîne,                                  Наследникам (преемникам) Эмира Ездина

В следующем, 7 стихе читаем:

 

Heyî mala min,                                       Вечно сущий дом мой,

Çendî sit’iya Zîn dilorîne,                             Много раз госпожа Зин с нежностью,

Ber bêşîka Şems û Ferxê mîra dihejîne,           Колыбель Шамса и Фахра правителей укачивала

Согласно езидской религиозной традиции:

 

Şemsedin u Fexredin,                               Шамсадин и Фахрадин,

Herdu piset Sitya Zin...                           Сыновья Госпожа Зин [490]...

а мать Насрадина и Сыджадина — по имени Араб.

Не безинтересно, если братья Шамс, Фахр, Сыджа и Наср являлись сыновьями Ездина Мира, почему оджах не носит его имя?..

Причина кроется в том, что Ездине Мир, являясь духовным и светским правителем[491], следовал каноническому Исламу и не был связан с учением Шехади. В начальном стихе «Dua Mezin» – молитвы о Главном[492] есть такие слова:

 

1 Ya Şêşimis tû bi deye xatira Hesenî zerbaba, Слава Шешамсу, будь милостив ради Хасана благородного
Def û sibaba, Барабана и флейты,
Qûdis û Mekeh û Medîn û Ka’ba, Иерусалима и Мекки, и Медины, и Каабы,
Êzdînê Mîr babê baba, Ездина Мира, родоначальника (отца отцов),
Mezinê çendî sihaba. Главы многих сподвижников.

 

Термин «sihab», сахаб — сподвижник, обычно употребим в отношении последователей Мухаммеда, Хасан благородный — намёк на Хасана басрийского, а Иерусалим, Мекка, Медина, и Кааба — исламские святыни. Следовательно, оджах Шамсани основан по линии духовной преемственности (силсиле) че­рез шеха Шамса и не связан с генеалогическим древом Ездане Мира.

Отдавая дань признания их огромному вкладу в дело рас­пространения вероубеждения, в священных текстах имена бра­тьев употребляются с суффиксом «дин» — «привнёсший рели­гию» — Шамсадин, Фахрадин, Сыджадин и Насрадин.

Оджах Шамсадина насчитывает следующие очаги:

· очаг шеха Хдре Шамса (Xidirê Şemsa), старшего сына шеха Шамса (продолжил линию отца);

· очаг шеха Амадина Шамса (Amadînê Şemsa), сына шеха Шамса;

· очаг шеха Бабадина Шамса (Babadênê Şemsa), сына шеха Шамса;

· очаг шеха Ала Шамса (şêx Alê Şemsa), сына шеха Шамса;

· очаг шехов по линии сти Эс (sityîa Îs или Ês — dote Şems), дочери Шамса;

· очаг шехов по линии сти Нсрат (sitîya Nisrеt — dote Şems), дочери Шамса;

· очаг шехов по линии сти Блхан (sitîya Bilxan — dote Şems), дочери Шамса;

· очаг шехов по линии сти Гулан (sitîya Gûlan — dote Şems), дочери Шамса;

· очаг шехов Дара Мраза (Dara Miraza), причисляют себя к линии шеха Хдра Шамса;

· очаг шеха Джентайяр[493] (он же шех Раша[494], şêxê Cinteyyar, Reş şêxê), относятся к роду шеха Шамса;

· очаг шеха Авдала Бск Гули (E’vdalê Bisik Gulî), потомки одного из сыновей шеха Шамса;

· очаг шеха Тоха Анзал (Toxa Enzel), причисляют себя к роду Шамса;

· очаг шеха Авдала Шамса (E’vdalê Şemsa);

· очаг шеха Бабка Шамса (Babikê Şemsa);

· очаг шеха Токла Шамса (Tokilê Şemsa);

· очаг шеха Авнда Шамса (Hevindê Şemsa);

· очаг шеха Хасана Шамса (H’esenê Şemsa);

· очаг шеха Зендина (Zêndîn);

· очаг шеха мир Ато (mîr E’to).

Şêx Şems/Şêşems: Êzdî dibêjin, Şêşems ola Êzdî rizgar kiriye, rola wî ya olî zor

giringe. Şêşems şana roniya Xwedê ye û nûra Xwedê di govdê wî de bicih bûye. Deh

lawên wî hebûn, ew jî ev bûn:

 

1- Şêxesen, ew malxoyê Xatûna Fexra ye (keça apê wî ye).

2- Şêx Babik.

3-  Şêx Amadîn.

4- Şêx Babadîn.

5-  Şêx Hevind.

6- Şêx Tokel.

7-  Şêx Xidir.

8-  Şêx Alê Şemsa.

9-  Şêx Evdal.

10-  Şêx Alê Reş.

Sê keçên wî jî hebûn:

 Sitya Belqan,

Sitiya Ês

 û Sitiya Nisret.

 

Оджах Фахрадина включает:

· очаг шеха Манда Фахра (Mendê Fexre), сына Фахра;

· очаг шеха Бадра (Bedir);

· очаг шехов по линии Хатуна Фахра[495] (Xatûna Fexre — dote Şêx Fexredîn), дочери шеха Фахра;

· очаг шеха Акуба (Ekub).

Şêx Fexredîn / Şêxê Fexra: Ew Olzanekî mezin bû, rola wî di parastina ola Êzdî de giring bû. Sê kurên wî hebûn:

Şêx Mend,

 Şêx Bedir

 Şêx Aqûp.

Оджахи шеха Сыджадина (Sicadîn) и оджах шеха Насра­дина (Nesirdîn) ответвлений не имеют.

Характерно:

· имена всех четырёх братьев — Шамс (Солнце), Фахр (Честь, Слава), Наср (Дарующий победу) и Сыджа (Поклоне­ние Господу) — арабские;

· суффикс «дин» подразумевает ислам или его течение; это отмечено в бейте «Şêşims»[496]:

 

5 Wê kim, hil tê te’ve, Клянусь восходом Солнца,
H’etanî her’e ava, Пока не наступит закат,
Sunetxane nav dik’rê Şêxşims t’ewawe. Община суннитов деяниями Шешамса объединена.
19 Tu bavê Sêx H’esenî, Ты, отец шеха Хасана,
Welîkî bor bezînî, Святой с великой ношей,
Tu bînaya ç’e’vanî, Ты свет очей,
Tu h’izreta sult’anî, Ты величие правителя,
Sunetxane nav, dik’rê te sekinî. Слава суннитской общины в деяниях твоих утвердилась.
37 Amîn, amîn, Tifaqeka li dîn, Şemsedîn, Fexredin,, Sicadin, Nesirdîn Tevekê yek mîn, Xelefa mîr Zeydîn, Xêra bidî, şêra wergerîn. Истинно, истинно! Единение в вере, Шамсадин, Фархадин Сыджадин, Насрадин, Все для меня едины, Преемник Властелин Зейдин, Дай добро, отведи зло.

· они являют земное воплощение четырёх главных ан­гелов ислама[497], а именно: Шамсадин — Исрафила, Фахрадин — Микаила, Насрадин — Азраила и Сыджадин — Джабраила;

· имя матери Араб непривычно для слуха езида;

· проживающий в г. Тбилиси (Грузия) практикующий шех Маме Халт, представитель оджаха Шамсани, причисляет свой род к потомкам Омейи, а это, как известно, одна из пра­вивших арабских династий.

Возможно, кому-то этих фактов покажется недостаточно, чтобы поставить точку в вопросе об этнической или религиоз­ной принадлежности оджаха Шамсани, но, думаю, достаточно, чтобы выразить сомнение в их курдской принадлежности.

Оджах Катани возводит свою генеалогию к миру Браиму — сыну мира Дарвеша Адама[498]. Существует гипотеза, согласно которой мир Браим был выходцем из курдского племени «gur» (gurdi), основателей мощного государства Гуридов (Куртов, Курдов). Династия султанов Гура из дома Сури основала в вер­ховьях рек Герируд и Гильменд самостоятельное государство (1148-1206 гг.), центром которого была горная область Гур (тер­ритория современного Афганистана), а столицами — гг. Фируз­кух и Газни. Востоковед Дж. Арберри другого мнения, он счита­ет мира Браима выходцем из бедной арабской семьи в Балхе[499].

В езидском гимне «Îmanê»[500] указано, что Браим был сыном Адама (Адхама), родом из Хорасана:

 

Imane, çi nîshane, Вера, что за знамение,
Ne e’rde, ne jî e’zmane, Не земля и не небо,
Ne dinîyaye, ne bajare, ne ji k’inyaye, Не вселенная, не город, не от родства,
Ne Mîr Brahîmê Adame, ne ji Xurîşane. Не мир Браим Адам, не из Хорасана,

 

Достоверно, что мир Браим — историческая личность (Ибрагим ибн Адам), известный суфий. До того как отрёкся от престола и стал суфием, царствовал в Балхе, родом из Хо­расана (территория современного Афганистана). Конец жизни провёл в Дамаске (Аш-Шаме), где и умер около 781-782 г.

Аттар в «Рассказах о святых»[501] так описывает его житие: «Как-то мира Браима спросили: «Что заставило тебя отказать­ся от царства?» Он ответил: «Однажды я сидел на кушетке, а передо мной висело зеркало. Я всмотрелся в него и чудесным образом увидел в нём своё последнее пристанище — могилу. Я отправляюсь в последний путь один, без друзей. К тому же, я не накопил достаточного багажа хороших дел, чтобы взять с собой в мир иной. И когда я предстану перед справедливым Судьёй в Судный день, мне нечем будет оправдаться перед ним за мои прегрешения. С этого момента груз власти тяжёлым бременем стал лежать на моих плечах». «Но зачем ты покинул Хорасан?» — спросили они. Он ответил: «Потому, что люди знали меня, и они постоянно отвлекали бы меня от молитв, осведомляясь о моём здоровье»».

Народы, проживающие на территории Балха и Хорасана, относятся к северо-восточной ветви иранской группы языков, и с учётом того, что Ибрагим ибн Адам не мог относиться к бо­лее позднему роду Гуридов, он не являлся этническим курдом. В кавле Dewrêş Adem – о Давреше Адаме (пер. Ордихане Джа­лил) он представлен арабом (из племенной группы курейш):

53 Asikê go: «Biraîmo, tî qurêyşî, Газель сказала: «Браим, ты курейш,
Qest bike Lalişa nûranî, ber xwe bike xerqê reşe, Отправляйся в светозарный Лалеш, надень   черную хырку,
Ma tu nizanî, Разве ты не знаешь, что семью [поколениями]
ser h’evt baba il Lalişa nûranî tî derwêşî?» своих отцов в светозарном Лалеше ты дарвеш».

 

Карейш или курейшит (курайшит) — правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад

Оджах Катани включает следующие очаги:

· очаг шеха Абу Бакра (Шехубакра, Şêxûbekir, Şêx Abû Bekir) — приближённого шейха Ади[502] — имеет три ответвле­ния:

а. очаг — шехи Соре Сора (Sorê Sora),

b. очаг — шехи Кар у Лала (Kar u Lala)

c. очаг — шехи Мавиа Зара (Mavîyê Zar);

· очаг шеха Смаила Анзали (Smaîlê Enzelî), брата Шеху­бакра;

· очаг шеха Абдулькадыра Рахмани (Ebdilqadirê Rehmanî)

· очаг Халифата (Xelîfata), или шеха Мухаммеда Батни (Mehmedê Batinî)

Из семьи-очага шехов Халифата по линии мира Мансура избирается глава шехов — Мир (mîrê şêxa), он же является пра­вителем[503] езидов, а по линии его брата мира Малака идёт ветвь псмиров (pismîr) — принцев.

Ev malbat di nofa Şêxên Qatanî de hene:

1. Şêx Mihemed: Bi Şêx Mihemdê Batinî tê nasîn. Hin nivîskar wî bi Mihemedê Kurdî yê Erbîlî jî bi nav dikin.

2. Isma'îlê Enzelî.

3. Şêx Evidilqadir

4. Şêxobekir: Ev berztirîn malbat e di vê nofê de. Ew Şêxê yekê ye ku Xerqeya Şêxadî diyarê bûye. Ew Mirebiyê hemi Nûraniyên Êzdî ye.

В отличие от оджахов Адани и Шамсани, оджах Катани со­ставляют представители трёх разных родов: Шехубакра (вме­сте с братом Смаилом), Абдулькадыра и Мухаммеда. И Смаил Анзали («анзал» — ниспосланный), и Абдулькадыр Рахмани («рахман» — милостивый), и Мухаммед Батни («батын» — со­крытый) имеют арабские имена и титулы. Это случайное со­впадение или исламская традиция?

Помимо разного этнического происхождения, оджахи Ше­хани различаются между собой ритуалами, обрядами и мо­лебнами. И сегодня, по прошествии восьми веков со времени образования общины, литургические тексты не канонизирова­ны, разночтения между священным писанием и молебнами не устранены и не приведены к единообразию.

К. Анкоси обращался к езидским священнослужителям: «Я издал сборник главной молитвы езидов «Шадатиа Дине Ездиа» («Свидетельство веры»), куда поместил 31 вариант молитвы. Который из них можно взять за основу? Все имеют право на существование»[504]. Реакции не последовало. Эти раз­ночтения можно объяснить присутствием разных суфийских школ. Естественно, наряду с орденом Адавия суфизм в Курди­стане распространяли и другие тарикаты, каждый со своим со­мном ангелов и святыми покровителями и — на своём общин­ном диалекте.

Изначальная враждебность между сторонниками разных орденов приводила к тому, что они не вступали в браки с пред­ставителями семей друг друга и не сотрудничали. Такая прак­тика проливает свет на запрет браков в касте Шехани, хотя сами шехи мативируют табу тем, что духовные узы выше род­ственных.

Известный исследователь езидизма, практикующий пир Д. Пирбари отмечает: «Нынешняя династия миров взяла власть приблизительно в XIII-XIV вв., когда шла борьба меж­ду представителями родов шехов Адани и Шамсани»[505]. Эту позицию разделяет проф. К. Амоев: «…В дальнейшем начина­ются раздоры между семьями (кланами) Шамсани и Адани и развязывается борьба между пашой Мосула Базрадином Лулу и Шехисном (шехом Хасаном). При поддержке первого мир Браим из семейства Дарвеш Адама Катани (pisê Dawreş Ademê Qatanî) становится миром шехов (mîrantiya şêxan ji xwe re distînin). Члены этой семьи (клана) и сегодня являются мирами (эмира­ми) езидов»[506].

В книге «Классический суфизм» Тауфик Ибрагим[507] ука­зывает: «В дальнейшем разрозненные суфийско-дервишеские обители стали объединяться в большие и могущественные та­рикаты — братства, ордены».

Чтобы удержаться в регионе и выстоять против напора других тарикатов, кланы Адани, Катани и Шамсани объедини­лись на паритетных началах, создав альянс — касту Шехани, поскольку:

· все три оджаха связывает «силсилат аль-баракат» (цепь благословения) с главой ордена Адавия шейхом Ади;

· являясь последователями восточной, хорасанской шко­лы суфизма, считают Абу Язида Бистами земной эманацией бога и связывают «силсилат аль-вирд» (цепь инициации) с ним;

 

Резюме:

Религиозная практика в одной этнической среде только способствовала объединению. Перейдя на курдский язык, со­храняя при этом духовные традиции, обряды, ритуалы и празд­ники, шехи довольно гармонично вписались в рамки общины и идентифицируют себя с курдами.

В связи с существующей эндогамией браков в оджахах Шехани, их этническая идентичность не может совпадать с официальной этничностью общины. Можно ли в этом случае утверждать о единой национальности, тем паче — о её генети­ческой чистоте? Вот почему езидизм следует определять как субэтническую группу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: