Подробное описание структуры езидского общества изложено в работах известных езидологов Ханны Реза Омархали[458], Караме Анкоси[459] и Дмитрия Пирбари[460].
В данном разделе рассмотрим положения, требующие, на наш взгляд, более углублённого изучения.
В езидизме присутствуют три касты, две из которых составляют духовенство. Для обозначения принадлежности к какой-либо касте употребляются названия: «Шехани», «Пирани» и «Мридхана», а для общины в целом — собирательное название «Ездихана». Каждая из вышеупомянутых каст состоит из «родов». Для обозначения рода или «племени» курды-езиды используют термины «баряк»[461], «кабил»[462]. Распространён ещё один термин — «оджах» (букв. «очаг», «свой дом», «своя семья»), который часто применяется для обозначения патронимических групп.
В касте Шехани существуют три родовых оджаха[463]:
· «Adanî» (Адани);
· «Şemsanî» (Шамсани);
· «Qatanî» (Катани).
Каста Пирани насчитывает более 90 оджахов (см. приложение I), которые, наряду с шехами, исполняют религиозные функции и участвуют в различных обрядах. Главным родом среди пиров является род Асмаман, более известный как «пиры сорока пиров» («пире чел пира»). Межродовые браки в касте пиров разрешены, недопустимы они только с пирами семьи Асмаман. Для представителей этого дома браки возможны только внутри своей семьи (т. е. «пиров сорока пиров»). Основная обязанность пиров — распространение начал езидской религии в своей общине и участие в основных религиозных ритуалах. Так, например, ни один ритуал погребения не может пройти без присутствия на нём пира. В отличие от шехов, пиры традиционно облачены в чёрную одежду.
|
|
Третьей наследственной кастой являются «Мридхана», по приблизительным подсчётам, она насчитывает более 100 бараков (приложение II). Как уже упоминалось выше, они не являются духовным сословием, а представляют собой мирское население. Браки мридов эндогамны в своей касте. Заключение браков разрешается лишь внутри данной касты.
В книге «Езидизм. Из глубины тысячелетий» Ханна Омархали делает заключение: «Кастовая система, как известно, имеет древнеарийское происхождение. Так, в раннем зороастризме и ведической религии существовала система деления общества на духовенство и мирян, в некоторой степени сохранившаяся по сей день. Благодаря своей консервативности и замкнутости, езидской общине удалось донести вышеописанную структуру общества до сегодняшнего дня»[464]. «Существование кастовой системы принято приписывать к реформе шейха Ади (XII в.), но на самом деле современная кастовая структура езидов в своём развитии прошла долгий путь, а когда каждый езидский род выбрал себе священнослужителей — шеха и пира, — формирование завершилось. Это вызвано, главным образом, заботой о сохранении чистоты религии»[465], — заключает Д. Пирбари. В настоящее время большинство езидов продолжает придерживаться основ вероучения и жить согласно религиозным обычаям, сохраняя кастовый принцип деления общества, благодаря чему езидизм сохранился по сей день практически в неизменной форме.
|
|
Следует отдать должное Х. Омархали и Д. Пирбари — они провели большую работу, систематизировав существующую концепцию взглядов на езидизм, подвели базу под некую единую систему, но почему-то рассматривают её только с позиции потомственного езидского пира. Такой консервативный, односторонний подход, ограниченный рамками теологических воззрений, не раскрывает полностью сущность феномена езидизма как религиозного учения, сложившегося в процессе длительного исторического развития курдского общества. Проблема происхождения религии должна быть рассмотрена комплексно, как результат взаимодействия материальных, социально-экономических и духовных факторов. Поэтому, естественно, в силу накопленных знаний о езидизме возникает ряд вопросов, требующих обстоятельного разбирательства:
· Зачем понадобилось рушить исторически сложившиеся отношения, упразднять существующую общественную организацию и взамен выстраивать новую, громоздкую кастовую систему?
· Для чего, спрашивается, в одной общине создавать две религиозные касты, практически дублирующие друг друга?
· И наконец: какие цели преследовало объединение светского населения в третью касту мридов?
Как нам представляется, все эти «реформы» были обусловлены следующими причинами:
1. В своём социально-экономическом развитии курды района Лалыш переживали переход от первобытнообщинных отношений к классовым[466], а это всегда связано с изменениями ментальности. Стараниями шейхов тариката получил распространение новый литургический язык, были введены отличные от исторически сложившихся формы ритуалов и обрядов, установлены новые религиозные праздники.
Характерно, что механизм смены языка наблюдается в результате определённого эволюционного процесса, называемого «доминированием элиты», который происходит в случае завоевания территории социально более организованными мигрантами. Это даёт им неоспоримые преимущества перед аборигенным населением и способствует распространению языка завоевателей. Поэтому преобразования в религиозной культуре курдов-староверов не могут быть отнесены к реформам, скорее, это замещение одной религиозной доктрины другой.
2. Замена старой доктрины повлекла за собой необходимость изменения структуры сообщества. Воплощая в жизнь идеи своего наставника, Хамида аль-Газали, шейх Ади следовал суфийской цели: «Наш мир есть пашня другого мира, сердце есть почва, вера — семя в ней, [проявления] покорности подобны вспахиванию почвы, очищению её, прерыванию рек и орошению её водой. Сердце, погрязшее в бренном мире и погружённое в него, подобно засолённой почве, на которой не взрастёт семя. Судный День есть день жатвы, и не пожнёт ни один из тех, кто не посеял. Посев взрастёт только от семян веры, но нет пользы от веры в порочном сердце и при дурном поведении, подобно тому, как в солончаке не взрасти семени»[467].
3. Тарикатские шейхи не делились по этническим признакам и не относили себя к миру сему, всегда составляли замкнутую группу, которая в езидской общине сохранила обособленность и со временем образовала отдельную касту. «В Курдистане новые курдские кланы произошли от потомков святого пришельца»[468], — подтверждает Дж. С. Тримингем.
|
|
4. С возникновением общественного разделения труда и с переходом от первобытнообщинных отношений к классовым у протокурдов сложилась особая группа людей — жрецы (маги), — обслуживающая религиозные культы и пользующаяся в обществе весьма большим влиянием. После ликвидации института жречества в XII в. священнослужители, прошедшие инициацию, влились в касту пиров, остальные — в лице кочаков[469], составили нисшее духовенство.
5. Из-за искажения понятия "святость", тарики возомнили себя выше мирян, забывая, что священники всего лишь отделившиеся члены общины, для определенного служения Богу, в то время как другие заняты работой, пропитанием и их содержанием. Как следствие:
· касты шехов и пиров образовали сословие высшего духовенства, хотя представляются более светскими, нежели духовными, поскольку шех или пир наследует свой сан священнослужителя и соответствующие преференции по факту рождения, от «барака» своего праотца (см. аналогии с шиитами)[470];
· представителю касты рухани не обязательно проходить суфийские «стадии» и «стоянки»[471] на пути единения с Богом, как это совершали первые шейхи тариката Адавия, незачем истязать своё бренное тело регулярными постами и каждодневно предаваться многочасовым радениям, чтобы подняться по иерархической ступени[472];
· зачёркнута суфийская традиция:
а) потомственность не гарантирует передачу знаний;
б) посвящение не передаётся по рождению, передаётся исключительно вера и отсутствие кровосмешения, но не более. В кавле «Шехади и почтеннейшие (мужья)» находим тому подтверждение:
4 Şêxadî ji Şamî hate, Шейх Ади пришел из Шама,
Bi Şerqiya kir xebate, На Востоке совершал деяния,
Mamed Reşan kir xelate. Благоденствовал Мамад Рашану [473] .
5 Xelat kir Memed Reşan, Одарил Мамад Рашана,
Dabûyê maşê şeşan, Великой милостью [474] ,
Ew kire serwerê mêran. Назначил главою почтеннейших (мужей).
|
|
Доверенным лицом и главою над 40 избранными учениками Шехади поставил не племянника Абуль-Бараката ибн Сахра, а кого считал действительно своим духовным преемником;
· под «благовидным намерением» сохранения этнической и духовной чистоты мирян заключили (объединили) в низшее сословие — касту мридов. Подоплёка очевидна — изоляция мридов от внешнего мира за пределами ордена облегчает манипулирование ими.
· «Каввалы»[475], а вместе с ними «факиры»[476] и «кочаки» составили низшее духовенство, образовав связующее звено между кастами рухани и мридхана, и находятся в услужении у шехов (аналог современной бюрократии; авт.).
Так гениальная простота уступила место земной суете.
6. Запрет на самовольную смену оджаха шеха или пира — «destê xwe govastin» (дословно «замена руки»), сопоставим с введением крепостного права, носит отнюдь не религиозный характер, а меркантильный интерес, поскольку только сам шех или пир обладает правом на передачу своих обязательств перед мридом другому духовному лицу (обычно за материальное вознаграждение)[477].
Тарики большей частью живут и существуют за счет и на средства верующих. Подношение даров духовенству твердо вошло в быт курдов, став традицией. Воспротивление этому приравнивается к греху. В случае если кто-то из верующих из-за отсутствия средств или в силу определенных обстоятельств не делает подношений, то удостаивается презрению и проклятию. «Мриды обязаны отчислять всевозможные налоги, например, за то, что к ним отправляют санджак, за «шарик-барата», периодически выделяют деньги своему шеху»[478]. Дополнительно к подушному налогу в государственную казну с них отдельно собирают всяческие религиозные подати (поборы)[479], выдавая их за добровольные пожертвования.
Как это назвать, если не «барщиной», «оброком»?
7. До сих пор езидологи склонны считать, что кастовое деление было выражением самосохранения и средством защиты от соседних религий, выдавая его за благо. Вот мнения некоторых теоретиков езидизма:
· Рашат Миран утверждает: «Роды шехов представляют собой эндогамную группу», — и тут же противоречит самому себе: «Внутри этой группы существуют свои барьеры, препятствующие заключению браков. Эти обычаи возникли для сохранения чистоты езидов, ибо каждый шех должен знать предка, через которого его происхождение восходит к одному из семи ангелов. В связи с этим положением, он не может стать служителем другого ангела-покровителя, кроме как своего очага»[480].
Странно, не правда ли, если Шехани — одна эндогамная группа — каста, — тогда какова причина брачных барьеров внутри единой касты?
· Михаил Миран в работе «Езиды» («Ээиды») вторит ему в унисон: «Сохранение чистоты — как телесной, так и душевной — одна из характерных черт езидизма. Это следует понимать как действительную нравственную непорочность, как созидательный идеал. Замкнутая кастовая структура общества езидов и уникальные брачные союзы, соблюдаемые ими и по сей день, говорят как о консервативности брачных традиций, так и о сохранённой этнической однородности народа».
· Езидский теолог Адам Шамсани даёт следующее пояснение: «Согласно езидскому вероучению, все адепты, то есть представители любой касты, являются мюридами (мридами), что означает «последователь» или «ученик». У каждого езида есть свои священники-наставники, которые должны относиться к духовным кастам — шехи и пиры. Они являются потомками учителей, которые некогда проповедовали и учили езидов заветам Бога и шейха Ади. Шехи и пиры уполномочены исполнять религиозные обряды: благословение брака (венчание), освящение, погребальные обряды и т. д. Все функции строго распределены между родами шехов и пиров. У каждого рода езидов есть свой шех и пир, в свою очередь, у них есть свои шех и пир, и т. д., следовательно, каждый езид, независимо от кастовой принадлежности, является мюридом по отношению к своим шехам и пирам. Это значит, что у каждого пира есть свой шех и пир, и у каждого шеха есть свой шех и пир. Исходя из этого, езиду нельзя вступать в брак с членами семьи тех, которые являются исполнителями религиозных обрядов, так как необходимо чтить святость духовных уз»[481]. Строгая эндогамия способствовала консервации расово-антропологического типа, а также их культурно-бытового уклада.
Хочу напомнить, что кастовая система выстроена по иерархическому принципу, закрепляющему неизменным «неравенство», «оценочное деление» на «высшие» и «низшие» и вытекающая отсюда табуизация определённых форм отношений между кастами. Кастовое деление, человеческое изобретение, преследующее в большей степени социально-политические цели, нежели религиозные[482], поскольку Бог наделил свои создания равными возможностьями. Запрет на межкастовые браки узаконил и закрепил господствующее положение одних групп над другими — можно ли такое положение считать благом в равной степени для всех членов общины?
Приведённые аргументы (пп. 8; 9; 10;) — доказательство тому, что кастовое деление в езидизме преследовало не столько религиозные цели, сколько социальные, ограждая от посягательства одной части общины на власть другой, ведь неспроста говорится: «власть - от Бога, а иерархия - от власти».
8. Что же касается гипотезы о древнеарийских истоках этой кастовой системы, то заметим, ни один сословный термин Сасанидской эпохи не присутствует в езидизме. Как тогда утверждать о хурритском, луллубейском или касситском наследии?[483] Названия «шейхи», «пиры», «мюриды» характерны для суфийского тариката, легализовавшегося в XI столетии. И ещё один немаловажный довод: если даже и признать рамки сословных отношений, существовавшие в Сасанидской империи, кастовыми, то они допускали относительную свободу перехода из одного сословия в другое, а в езидизме переход из одной касты в другую ни под каким предлогом невозможен.
В чём проявляется уникальность брачного союза в езидизме? Действительно ли община эндогамная? О какой чистоте идёт речь — этнической, телесной или духовной? Попытаемся найти ответ сомостоятельно.