Организация Объединенных Наций играет важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать под- держанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава органы ООН в своей деятельности по предотвращению и раз- решению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассам- блеи ООН, такими как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности.
Государства-участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов и рекомендаций для урегулирования разногласий. Совет Безопасно- сти ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен
«рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирова- ния», учитывая процедуру, которая уже была принята сторонами.
Споры юридического характера должны передаваться сторона- ми в Международный суд. Для предупреждения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Без- опасности может потребовать от заинтересованных сторон выполне- ния тех временных мер, которые он найдет необходимыми или жела- тельными, но не наносящими ущерб правам, притязаниям или поло- жению заинтересованных сторон. В практике ООН применялись та- кие временные меры, как создание полностью или частично демили- таризованных зон, замораживание притязания сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.
|
|
Временные меры с участием ООН в кризисных районах обычно применялись уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного раз- вития обстоятельств по просьбе правительства или всех заинтересо- ванных сторон или с их согласия, а также при возникновении межго- сударственных споров.
В настоящее время принцип мирного урегулирования междуна- родных споров находит широкое признание в рамках превентивной дипломатии, а именно использование ее в целях ослабления или предотвращения напряженности до того, как такая напряженность пе- рерастет в конфликт. Превентивная дипломатия может осуществлять- ся Генеральным секретарем ООН либо через старших должностных лиц, или специализированными учреждениями и программами, а так- же Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональ- ными организациями в сотрудничестве с ООН.
В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкрет- ных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имею- щиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо опреде- ленному вопросу.
|
|
Когда какой-либо спор или ситуация доводятся до сведения Со- вета Безопасности без созыва заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, от- носящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ним. В ходе кон- сультаций Совет Безопасности рассматривает возможность примене- ния вооруженной силы или экономических санкций.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятия и сравните их: «ситуация», «спор» и «кон- фликт».
2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены мирному разреше- нию международных споров.
3. Дайте характеристику согласительным средствам разрешения международных споров.
4. Раскройте особенности судебных средств разрешения между- народных споров.
5. Процедура разрешения международных споров и конфликтов в рамках ООН.
6. Раскройте порядок действий Совета Безопасности в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии.
Темы для докладов
1. Особенности механизма мирного разрешения споров в ОБСЕ.
2. Каковы основные органы по разрешению споров, которые учреждены в рамках СНГ?
Международные нормативно-правовые акты
1. Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений: [принята в г. Гааге 18 окт. 1907 г.]. – URL: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=795 (дата обращения: 17.10.2016).
2. Общий акт о мирном разрешении международных споров от 26 сентября 1928 г. с поправками, внесенными генеральной ассамбле- ей ООН 28 апр. 1949 г. – URL: http://businesspravo.ru/Docum/Docum- Show_DocumID_112426.html (дата обращения: 18.10.2016).
3. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47.
4. Европейская конвенция о мирном разрешении международ- ных споров (СДСЕ N 023): [принята в г. Страсбурге 29 апр. 1957 г.]. – URL: http://uristu.com/library/konventsii/konvenciy_224/ (дата обраще- ния: 22.10.2016).
5. Манильская декларация о мирном разрешении международ- ных споров: [принята резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от
15 нояб. 1982 г.]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/- declarations/manila_declaration.shtml (дата обращения: 22.10.2016).
Дополнительный библиографический список*
1. Блищенко, И. П. Прецеденты в международном праве / И. П. Блищенко. ‒ М.: Междунар. отношения, 1977. ‒ 224 c.
2. Левин, Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров / Д. Б. Левин; отв. ред. Г. В. Шармазанашвили. ‒ М.: Наука, 1977. ‒ 112 c.
3. Энтин, М. Л. Международные судебные учреждения / М. Л. Эн- тин. ‒ М.: Междунар. отношения, 1984. ‒ 176 c.
4. Энтин, М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы / М. Л. Энтин. – М.: Изд-во МНИМП, 1997. ‒ 296 c.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 15
ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ