Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений.

Государственные органы внешних сношенийэто действу- ющие на территории страны и за ее пределами органы, представля- ющие государство в его официальных отношениях с другими госу- дарствами и иными субъектами международного права и обеспечи- вающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, преду- смотренными международным правом средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Различают две большие группы государственных органов внеш- них сношений любого государства: внутригосударственные (цен- тральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь раз- деляются на конституционные и специализированные. Конституци- онные образуются каждым государством автономно. Их существова- ние прямо предусмотрено конституцией государства, которая опреде- ляет объем их полномочий. Создание специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от суще- ствования соответствующих международных договоров, на основа- нии которых данное государство, будучи их участником, осуществля- ет внешние сношения в какой-либо специальной области.

Специальные внутригосударственные органы, существующие в структуре внешних сношений правительств многих государств, пред- ставляют государство только в одной области его внешних связей.


Они осуществляют специальное руководство внешнеэкономическими экспортно-импортными связями государства. Специальными внутри- государственными органами внешних сношений могут быть другие министерства, федеральные службы и федеральные агентства в рам- ках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.

К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся: глава государства, высший законодательный ор- ган (парламент), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел, другие службы и агентства, в функции которых входят внешние сношения по отдельным вопросам. Эти органы в це- лом осуществляют политическое руководство внешними сношения- ми, их организацию и регулирование их деятельности.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между гла- вой государства и парламентом компетенция включает такие, напри- мер, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компе- тенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должно- сти послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью право- вого положения главы государства в международном общении явля- ется то, что он без специальных полномочий лично встречается с гла- вами других государств, ведет с ними переписку и переговоры.

Президент Российской Федерации как глава государства пред- ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ве- дет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подпи- сывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзыв- ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представите- лей; присваивает высшие дипломатические ранги.

Полномочиями парламентов в области внешних сношений счи- таются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран предусмотрена под-


отчетность правительства парламенту в вопросах внешних сношений, проводятся парламентские дебаты по вопросам внешней политики и дипломатии, практикуются запросы депутатов правительству или от- дельным его членам (интерпелляция). Существуют и непосредствен- ные формы участия парламентов в международном общении: парла- ментские делегации в другие государства, зарубежные поездки и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делега- ций в работе Европарламента и др.

Глава правительства и правительство в целом являются орга- нами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно пе- реплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительства намечают основные направления внешней политики и вносят соот- ветствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламен- та и главы государства, организуют выполнение и контроль над при- нятыми внешнеполитическими решениями.

Правительство Российской Федерации:

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ- ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

– осуществляет руководство в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными орга- низациями;

– обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, заключа- ет межправительственные соглашения, принимает меры к исполне- нию международных договоров Российской Федерации;

– осуществляет руководство в области внешней торговли и дру- гих видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Роль Министерства иностранных дел РФ в области внешних сношений основывается на статусе МИД как федерального органа ис- полнительной власти, осуществляющего государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государ- ствами и международными организациями. В системе федеральных ор- ганов исполнительной власти МИД ‒ головной орган в области отно-


шений с иностранными государствами, международными организация- ми, осуществляет общий контроль над выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство координирует дея- тельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации. Предложения, затрагивающие внешнеполитические интересы, подлежат в обязательном порядке согласованию с федеральными органами ис- полнительной власти, с МИД до их представления соответственно Пре- зиденту или в Правительство РФ.

Основные задачи российского МИД в соответствии с Положе- нием о нем:

– разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и предоставление соответствующих предложений Прези- денту РФ;

– реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;

– координация международных связей субъектов Российской Федерации;

– обеспечение дипломатическими средствами защиты суверени- тета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц Россий- ской Федерации за рубежом;

– обеспечение дипломатических и консульских отношений Рос- сийской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

– координация деятельности и контроль над работой других фе- деральных органов исполнительной власти.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделя- ются на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся:

– дипломатические представительства государств, аккредито- ванные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические от- ношения (посольства и миссии);

– консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных орга- низациях.


К временным органам внешних сношений относятся:

– различные специальные миссии, направляемые в другие госу- дарства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения пере- говоров и др.;

– делегации и группы наблюдателей на международных конфе- ренциях, делегации для участия в работе сессий международных ор- ганизаций и их органов и т. д.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: