Дипломатическое право

Дипломатическая деятельность государстваэто официаль- ная деятельность государства, его органов и должностных лиц, направленная на защиту прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержа- ние режима правопорядка и законности.

Установление дипломатических отношений между государства- ми и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию и влекут за собой обмен ди- пломатическими представительствами.

Деятельность дипломатических представительств регламенти- руется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

Существуют два вида дипломатических представительств: по- сольства и миссии. Особенных различий между посольствами и мисси- ями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочи- тают обмениваться дипломатическими представительствами – посоль- ствами.

Посольство – представительство первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель – чрезвы- чайный и полномочный посол.

Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

К институтам дипломатического права относят: институт установ- ления дипломатических отношений и их прекращения; институт начала и окончания миссии; институт классов дипломатических представите-


лей; институт отзыва дипломатов; институт функций дипломатического представительства; институт привилегий и иммунитетов и др.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

– чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при гла- вах государств;

– чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;

– поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностран- ных дел.

От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представитель- ства любого класса в период его отсутствия (отпуска, отзыва и т. д.).

Класс, к которому принадлежит глава представительства в кон- кретном государстве, определяется соглашением между государства- ми об установлении дипломатических отношений.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установ- ленным порядком.

Венская конвенция 1961 г. (ст. 43) предусматривает обстоятель- ства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента:

– по инициативе аккредитующего государства или самого ди- пломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т. д.) – после уведомления в установленном порядке мини- стерства иностранных дел страны пребывания;

– инициативе государства пребывания – в случае его отказа при- знавать данного дипломатического агента сотрудником представи- тельства, при объявлении его персоной нон грата – «нежелательным лицом» (для дипломатического персонала представительства) или ли- цом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причины объявления персоной нон грата могут быть самыми различ- ными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипло- мата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т. п.).


Международное право предусматривает следующие случаи пре- кращения деятельности дипломатических представительств в целом:

– когда дипломатические отношения между данными государ- ствами разорваны или временно прерваны;

– когда государства находятся в состоянии войны;

– когда в аккредитующем государстве или государстве пребыва- ния происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждения готовности поддерживать дипломатические отноше- ния с новой властью;

– когда одно из двух поддерживавших между собой дипломати- ческие отношения государств прекращает свое существование и, сли- ваясь с другим, образует новый субъект международного права.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

– представительство своего государства в стране пребывания;

– защита прав и законных интересов аккредитующего государ- ства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания);

– ведение переговоров с правительством страны пребывания;

– сбор информации, касающейся страны пребывания, и распро- странение официальной информации, поступающей через представи- тельство от аккредитующего государства, с помощью законных средств;

– поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотно- шений в области экономики, культуры и науки.

Основной институт дипломатического права ‒ институт дипло- матических иммунитетов и привилегий. Его основой является кон- цепция функциональной необходимости иммунитетов и привилегий, поскольку они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, представляющих государства.

Дипломатический иммунитетособое право дипломатиче- ских агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмот- ренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее за- конов и правил.


Дипломатические привилегиидополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатиче- ских представительств и их персонала. Если дипломатические им- мунитеты представляют собой область правовых гарантий для дея- тельности дипломатических представительств и их персонала, то ди- пломатические привилегии связаны с вопросами поддержания аккре- дитующего государства в делах церемониального, протокольного ха- рактера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости.

Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предо- ставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически с момента учреждения та- ких представительств или с момента прибытия самих дипломатиче- ских агентов независимо от наличия или отсутствия специальных со- глашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.

Все известные современному международному праву диплома- тические иммунитеты и привилегии делятся на две группы:

– представительства в целом как органа государства;

– персонала представительства (так называемые личные приви- легии и иммунитеты).

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического пред- ставительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1) неприкосновенность помещений дипломатических представи- тельств: предполагает, с одной стороны, обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь за со- бой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны, активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправ- ное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представи- тельствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов об- становки дипломатических представительств. Таким образом, непри- косновенность представительств носит абсолютный характер;

2) неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. Архивы и документы представи-


тельства неприкосновенны в любое время и независимо от их место- нахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломати- ческую почту, а также и на ситуации, возникающие при разрыве ди- пломатических отношений, и даже при вооруженном конфликте;

3) фискальный иммунитет (представительство и его члены осво- бождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического предста- вительства – граждане страны пребывания – уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);

4) право использовать свой государственный флаг и герб, право осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено про- слушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскры- тию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);

5) личный иммунитет: дипломатические представители, т. е. ли- ца, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются им- мунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдик- ции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине);

6) таможенный иммунитет дипломата: освобождение от всех та- моженных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае до- смотра, при наличии достаточно веских оснований полагать, что в ба- гаже находится контрабанда, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре;

7) почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся: право на приглашение ди- пломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и дру- гие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гаран- тированную отправку и получение телеграфной и иной корреспон- денции и т. д.


К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся:

– фундаментальный принцип – личная неприкосновенность ди- пломатических агентов. Государство пребывания обязано относиться к дипломатическому агенту с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме;

– неприкосновенность частной резиденции дипломатического аген- та означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице). Неприкосновенность част- ной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в по- мещении предметы, имущество, документы дипломата и т. д. Неприкос- новенность жилища не может гарантироваться, если это связано с част- нопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата;

– освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания;

– налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству;

– таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и осво- бождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназна- ченные для личного пользования дипломатическим агентом или чле- нами его семьи, живущими вместе с ним, а также освобождение лич- ного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра.

Члены семей дипломатических агентов получают полные при- вилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ни- ми, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммуни- тетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам.


Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на зара- боток, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Статья 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возмож- ность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четы- рех основных требований:

– от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства;

– отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выра- женным;

– в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующе- еся иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждаю- щее дело по собственной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связан- ных с основным иском;

– отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отно- шении исполнения решения, поэтому здесь требуется особый отказ.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналоги- чен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не при- менимые к дипломатическим представителям:

1) консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

2) в отношении консульского работника государство пребыва- ния вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компе- тентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уве- домление ими консульского учреждения);

3) персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консула от дачи показаний недопустим;

4) предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска;

5) государство может отказаться от иммунитета консульских ра- ботников.









КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

Исторически возникновение института консулов связано прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государ- ством советники и помощники, которые на территории иностранного государства оказывали помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. С течением времени круг во- просов, входящих в компетенцию консульских учреждений, постепенно расширялся, функции их приобретали все более многогранный харак- тер. В настоящее время консульские учреждения призваны содейство- вать развитию не только экономических, торговых, но и научно- технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и поли- тических связей между государствами. Источниками консульского пра- ва являются международные договоры, центральный из которых ‒ Вен- ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., и международный обычай. В настоящее время международные обычаи остаются основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления. Международные до- говоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Консульское правоэто совокупность международно- правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учре- ждений по защите интересов представляемых государств в отноше- ниях с государствами пребывания по вопросам главным образом эко- номического, правового, гуманитарного и культурного характеров.

Консульское учреждениепостоянный государственный ор- ган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, имеют различия.

Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государ- ства пребывания, то консульство имеет лишь специальную компетен-


цию и действует только в пределах отведенного ему консульского округа. Консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количе- ство консульских округов и консульских учреждений также опреде- ляется по согласованию между государствами.

Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства – лишь с местными, т. е. вла- стями своего консульского округа. При этом посольство аккредиту- ющего государства всегда одно, а консульств может быть несколько.

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Раз- рыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида консуль- ских учреждений: консульские отделы дипломатических представи- тельств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

– генеральные консульства;

– консульства;

– вице-консульства;

– консульские агентства.

Класс консульского представительства определяется по согласо- ванию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут имено- ваться консулами или генеральными консулами и так же, как и со- трудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломати- ческого представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определя- ются и классы их глав:

– генеральные консулы;

– консулы;

– вице-консулы;

– консульские агенты.


В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений все- гда есть отделы или хотя бы сотрудники, занимающиеся таким тради- ционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, во- просы экономических и культурных связей и т. д.

Кроме того, принято различать штатных и нештатных, или по- четных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Для нештатных консулов ха- рактерны три признака: возможность выполнения консульских функ- ций как собственными, так и иностранными гражданами; отсутствие у нештатных консулов регулярной заработной платы за выполняемые функции; разрешение им в отличие от штатных консулов заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.

Консул должен получить документ, который дает ему соответ- ствующие полномочия и называется консульским патентом. В патен- те указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение кон- сульства.

Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служеб- ных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение, или признание, консула оформляется обычно путем выдачи экзеква- туры, т. е. разрешения государства пребывания на отправление кон- сульских функций в данном районе (консульском округе).

Начало консульской миссии для главы консульского учрежде- ния определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других кон- сульских должностных лиц – уведомлением о его прибытии с указа- нием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сооб- щением об этом государству пребывания дипломатическим путем.

Окончание миссии консула может быть в следующих случаях:

– отзыв консула представляемым государством;

– аннулирование экзекватуры государством пребывания;

– истечение срока консульского патента;

– закрытие консульского учреждения в данном пункте;

– прекращение консульских отношений в целом;

– война между государством пребывания и представляемым государством;


– смерть консула;

– выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Функциями консульских учреждений в современных условиях являются:

– информирование властей представляемого государства об эко- номической, торговой, социальной, культурной, научной и политиче- ской жизни страны и округа пребывания;

– паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, анну- лирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

– информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

– учет соотечественников, находящихся на территории консуль- ского округа;

– консультационная деятельность и практическая правовая по- мощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его во- енно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их эки- пажей;

– нотариальные действия: составление и прием на хранение за- вещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, докумен- тов, ценных бумаг и т. д.;

– консульская легализация, т. е. установление и засвидетель- ствование подлинности подписей на документах, исходящих от вла- стей государства пребывания, и соответствия этих документов его за- конам и правилам;

– охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершен- нолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности ко- гда над ними требуется установление опеки или попечительства;

– выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установ- ленных и согласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: