1. Раскройте понятие «право внешний сношений» и охарактери- зуйте составляющие его признаки.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию внешних сношений государства.
3. Дайте характеристику внутригосударственным органам внеш- них сношений государства.
4. Раскройте предмет, объект и субъектов дипломатического права.
5. Объясните процедуру назначения на должность чрезвычайно- го и уполномоченного посла в Российской Федерации.
6. Раскройте предмет, объект и субъект консульского права.
7. Объясните процедуру назначения на должность консула Рос- сийской Федерации.
8. Дайте характеристику привилегиям и иммунитетам диплома- тов и консулов.
Темы для докладов
1. Право постоянных представителей государств при междуна- родных организациях.
2. Право делегаций при проведении международных конференций.
3. Право дипломатического протокола.
4. Право специальных миссий.
Международные нормативно-правовые акты
|
|
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях: [заключе- на в г. Вене 18 апр. 1961 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1964. – № 18. ‒ Ст. 221.
2. Венская конвенция о консульских сношениях: [заключена в г. Вене 24 апр. 1963 г.] // Сборник международных договоров СССР. – М., 1991. ‒ Вып. XLV. – С. 124 – 147.
3. Конвенция о специальных миссиях: [заключена в г. Нью- Йорке 8 дек. 1969 г.] // Международное публичное право: сб. док. – М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 209 – 221.
4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений про- тив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипло- матических агентов: [принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генераль- ной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке 14 дек. 1973 г.]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_ persons.shtml (дата обращения: 23.10.2016).
5. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голо- сованием 12 дек. 1993 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2014. ‒
№ 31. ‒ Ст. 4398.
6. Федеральный закон «О международных договорах Россий- ской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Собра- ние законодательства РФ. – 1995. – № 29. ‒ Ст. 2757.
7. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Фе- дерации: утв. указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 // Со- брание законодательства РФ. – 2004. ‒ № 28. ‒ Ст. 2880.
Дополнительный библиографический список*
1. Блищенко, И. П. Дипломатическое право: учеб. пособие / И. П. Блищенко. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М.: Высш. шк., 1990. ‒ 285 c.
2. Бобылев, Г. В. Основы консульской службы / Г. В. Бобылев, Н. Г. Зубков; отв. ред. Н. А. Макаров. ‒ М.: Междунар. отношения, 1990. ‒ 320 c.
3. Ильин, Ю. Д. Основные тенденции в развитии консульского права / Ю. Д. Ильин. ‒ М.: Юрид. лит., 1969. ‒ 149 c.
|
|
4. Консульская служба // Дипломатический вестник. – 1997. –
№ 12.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 16
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
Международная безопасность – это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного раз- вития государств и иных субъектов международного права.
В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.
Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.
В широком значении она включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.
Право международной безопасности – отрасль международ- ного права, представляющая собой систему принципов и норм, регу- лирующих военно-политические отношения государств в целях обес- печения мира и международной безопасности. Нормы данной отрас- ли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.
Источниками права международной безопасности являются меж- дународный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности ООН.
Основу права международной безопасности составляют общепри- знанные принципы современного международного права, в том числе:
– неприменение силы или угрозы силой;
– территориальная целостность государств;
– нерушимость государственных границ;
– невмешательство во внутренние дела государств;
– мирное разрешение споров;
– сотрудничество между государствами.
Право международной безопасности можно рассматривать и в широком плане как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права в целях обеспечения по- литической, военной, экономической, экологической и иных видов безопасности.
Помимо общепризнанных принципов международного права пра- во международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы.
Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.
Принцип неделимости международной безопасности означа- ет, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля – не- большая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимо- связаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты междуна- родного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его ча- стях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования уни- версальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава ООН.
Принцип ненанесения ущерба безопасности других госу- дарств предполагает проведение такой внешней политики государ- ством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Без- условно, обеспечение национальной безопасности государства – один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о
безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и граж- данина. В то же время каждое государство при выработке и осу- ществлении своей внешней политики, осуществлении военно- политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасно- сти как своих союзников, так и международного сообщества в целом.
|
|
В праве международной безопасности длительное время обос- новывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип – ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о паритете безопасности.
Однако реальная практика показывает, что данный принцип при- меним только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применял- ся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководству- ются принципом равной и одинаковой безопасности.
Данный принцип формировался в эпоху, когда на международ- ной арене соперничали между собой две основные экономические и политические системы – социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих воору- жений к началу 70-х гг. XX в. во много раз превосходили другие госу- дарства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в во- енной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отноше- нии. Это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного ка- таклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяс- нения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и со- кращения ядерного оружия и средств его доставки.
|
|
После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили своей былой мощи, но и су-
щественно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и воен- ной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же суще- ствование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Дого- вор по противоракетной обороне 1972 г.