Противоречие и единство

 

Противоречие и единство находятся в неразрывном единстве и единство противоречия само есть категория. Единство категорий — новая категория. Противоречие одно (как категория), она одна категория. Единство предполагает различие, сущность которого есть отрицание и поэтому и противоречие. Единство с необходимостью подразумевает противоречие. Противоречие состоит только из двух сторон, третья исключена; каждая из этих сторон, ясно, одна. Противоречие, без одного и единства, невозможно.

Противоречие возможно только на основе единого и единства: единство не нивелирует и не упраздняет противоречия (как это обычно понимается). Наоборот, единство выявляет противоречие в его полноте. Развитие предмета обусловливает наличие разных противоречий (напр., противоречия капитализма антагонистические, при социализме — неантагонистические, хотя противоречия все-таки существуют; развитие невозможно без внутреннего противоречия). Таково и единство. Для различных противоречий необходимы разные единства и наоборот. Нельзя сказать, что единство меняется, а противоречие остается тем же, и якобы так и надо понимать абсолютность противоречия и относительность единства. Такая мысль оторвала бы противоречие и единство друг от друга и была бы ошибочной. Единство относительно и противоречие абсолютно, только как движение и его момент — покой (В. И. Ленин); движение абсолютно, а покой относителен, но покой является необходимым моментом движения, без покоя невозможно и движение. Движение абсолютно не без покоя, но как содержащее покой. Следовательно, полностью представленное абсолютное есть единство противоречащих, а не голое противоречие, которое не может иметь места.

Единство не есть третья сторона, похожая на стороны противоречия: нет, противоречие исключает третье. Единство противоречия есть тождественное, содержащееся в противоречащих сторонах, для которого (тождественного) необходимы специфические «признаки» сторон противоречия. Не только противоречие невозможно без единства, но и наоборот, единство невозможно без противоречия, поскольку это единство есть именно единство противоречия, содержащееся в противоречии определенное тождественное. Разрешение определенного противоречия возможно потому, что противоречие само имеет место на определенной основе.

Противоположение единства и противоречия является ошибкой; в случае допущения такой противоположности нужно было бы новое единство и т.д. до бесконечности, что представляет невозможность. Противоречие само содержит единство, а не стоит за этим единством. Единство значит то (как это будет выяснено в последующем), что одна из противоречащих сторон, в силу своей природы, переходит во вторую. Общее, в силу своей природы, переходит в частное, поскольку общее, взятое отдельно, есть частное; и частное абсолютно, имеет значение общего, если мы представим его без общего и т.д.

Противоречие исключает третье, как предикат. Определенный субъ­ект может иметь какой-нибудь предикат, или противоположный ему, третье исключено. Не может быть, чтобы нечто не было ни красным, ни некрасным, поскольку в некрасном подразумеваются все цвета, кроме красного. Нечто не может не быть ни частным, ни общим, поскольку третьего нет. Правда, противоречие исключает третье, как предикат, но опирается на «третье», как на основание. Как это мы выясним ниже, положение: «нечто есть или А или не-А» само содержит третье, как субъект («нечто»). Это «третье» как субъект, ясно, не такой природы, как стороны противоречия; как мы выясним ниже, это «третье» имеет природу бесконечности, а сторона противоречия является конечной.

Здесь для нас достаточно указания на то, что понятие-категория единства противоречия, подобно другим философским категориям, есть логическая категория; но она есть также и категория логического, поскольку отрицание единства противоречия опирается на само это единство; оно имеет абсолютный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: