Дети стоят по кругу.
Суслики в степи сидят,
Весело они свистят.
Ссс – ссс –ссс – ссс.
Ветер над степью летит,
И сердито он свистит.
Ссссссссссссссссссс.
— Дети, в степь приглашаю, поиграть предлагаю. Когда я скажу слово «суслики», вы присядете и коротко, весело, как суслики, свистите: «ссс-ссс-ссс».
Когда я скажу слово «ветер», вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх и свистите длинно, сердито, как ветер: «ссссссссссссссссссссс».
Педагог поочерёдно называет слова «суслик» или «ветер». Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с».
— Великолепно, дети! По степи гуляли, правильно свистеть не забывали.
Игровое упражнение «Песенка сусликов».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "с" и "сь". Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умении удерживать язык в нужном положении. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Горка"», «Степь».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Горка"».
— Дети, Язычок играет, горку изображает. Педагог показывает упражнение.
—Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык отпустим за нижние зубы, упрёмся в них языком. Плотно прижмём боковые края языка к верхним коренным зубам. Получилась высокая горка. Удержим «горку» пока звучит текст. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Язычок играет,
спинку выгибает.
Кончик в зубы упирается,
бока кверху поднимаются.
От зубов язык не отрывался,
очень крепко он держался.
Вот так горка!
Что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Спинку выпрямляет,
Язычок отдыхает.
Повторить 2-3 раза. Педагог контролирует, чтобы кончик языка детей не отрывался от нижних зубов, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.