— При сравнении предметов по длине мы употребляем слова: длиннее, короче; когда сравниваем по весу, говорим: тяжелее, легче...
При этом можно не просто сказать предложение типа: «Этот предмет тяжелее, чем тот», но и измерить эту разницу, например, в кг. Разницу в длине можно измерить в см, м, км; разницу во времени - в часах, секундах или годах... При оценке людей мы тоже употребляем сравнительные обороты, например: умнее, ленивее, честнее, болтливее... А можно ли эти качества как-то измерить? Например, предложите, как измерить болтливость? (или лень? ум?)
--Результат измерения обязательно должен выражаться в каких-то единицах измерения, по которым потом и производится сравнение.
Например, для «болтливости» это может быть количество слов в единицу времени (или количество замечаний на уроке), интеллект можно измерить по тестам Айзенка: количество решенных заданий в определенное время.
Предложите свои единицы измерения лени (жадности, смелости...)
— Но пока таких приборов, которые могли бы измерять качества человека, не существует; их можно определять только через сравнение.
|
|
Например, можно сказать так: «Вася хитрее Пети», но посчитать, чему равна Васина хитрость и насколько она больше, чем у Пети, - нельзя. Но в речи используются не только сравнения, но и непосредственные оценки типа «добрый», «честный», «вредный», «хороший» и др. И нередко такие выводы являются правильными, как такое может быть?
Возможный вариант ответа:
В обществе существуют некие эталоны поведения, и люди при оценке как бы сверяются с этими эталонами. При этом надо подчеркнуть, что эти эталоны - условные, они во многом зависят от конкретной среды (общества, ситуации). Например, умный и взрослый первобытный человек в современном мире техники, возможно, сориентировался хуже дошкольника и, соответственно, выглядел бы «глупым».
III. Изучение нового материала. Игровая деятельность.
Игра 1 Игры на внимание «Эстафета-1»
Правила игры
Ученики должны по очереди вставать следующим образом: первый встает и сразу же садится, второй встает и сразу же садится и т. д. Учитель заранее задает порядок эстафеты.
«Эстафета-2»
Правила игры
Ученики передают хлопки друг другу следующим образом: как только хлопнул один, хлопает следующий и т. д.
Упражнение на сравнение игр.
На доске таблица:
Сходство | Различие | |
Эстафета-1 | Эстафета-2 | |
Игра 2.
Учитель предлагает детям сравнить две игры и результаты сравнения заносит в таблицу.
Упражнение «Как нужно сравнивать?»
— Сравнить, значит, найти сходство и отличие в предлагаемых объектах. На доске перед вами примеры сравнений, выполненных учениками другого класса. На первый взгляд, все правильно: названы и общие и отличительные признаки. Но, тем не менее, присмотритесь, нет ли ошибок?
|
|
Примеры сравнения объектов
Сходство | Различие | |
кошка | мышка | |
животные, бегают на 4 ногах есть хвост млекопитающие живые есть шерсть | кошка ловит мышку и ест ее кошка хитрая кошки бывают разноцветные кошки видят в темноте | мышка - маленькая мыши - серые мыши живут в норках |
В процессе обсуждения вносятся необходимые изменения в записи на доске и выясняются дополнительные правила сравнения.
■ Сходство - это наличие общего, а не соединение в одном контексте (предложении).
Правильно: «Кошка и мышка - млекопитающие», неправильно: «Кошка ловит мышку».
■ Если один признак автоматически включает в себя другой, то последний указывать не нужно. Достаточно: «Кошка и мышка - млекопитающие», лишнее «У них есть хвост», «Они бегают на четырех ногах».
■ Различие должно проводиться по одному основанию (основному признаку). Правильно: «Мыши - серые, а коты - разноцветные» - сравнение по одному признаку (цвету); неправильно: «Мыши - маленькие, а коты - хитрые» - сравниваются разные признаки: размер и «хитрость».
Физкультминутка
-Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки к верху он поднял,
Видно ключик не достал,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Работа в группах
Каждая группа получает названия объектов для сравнения, результаты сравнения нужно оформить в виде таблицы.
Примеры пар объектов:
■ молоко и вода;
■ ручка и карандаш;
■ самолет и вертолет;
■ утро и вечер;
■ озеро и река;
■ книга и тетрадь;
■ дождь и снег;
■ солнце и луна.
Проверка выполнения задания: представитель группы называет общие и различающиеся признаки, класс должен определить, какие понятия сравнивались.
При проверке необходимо четко отслеживать соблюдение правил сравнения.
IV. Работа в учебном пособии. Страница 54-55
Задание 1. Подскажи Адилю и Айгерим, когда можно, а когда нельзя переходить дорогу.
Задание 2. Сравните два числа.
Задание 3. Найдите одинаковые снежинки.
Задание 4. Какого предмета не хватает? Наклей.
Задание 5. Каких деталей не хватает у каждого их предметов? Дорисуй.
V. Рефлексия
Чем занимались сегодня на занятии?
Что нового узнали?
Вам было интересно?
Будем ещё заниматься?
Тогда, до встречи на следующем занятии.
ЛОГИКА
Дата «___» __________ ______ Группа/класс ________
Занятие № 31
Тема: Повторение
Цель: закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;
- Развитие речи, памяти, логического мышления, смекалки, внимания.
- Учить оценивать результаты своей работы и работы товарищей, анализировать, делать выводы, применять полученные знания в повседневной жизни.
- Содействовать формированию правильной осанки.
Материалы:
В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный: азбука-тетрадь Н.Амировой, бумага для рисования, геометрические фигуры.