Организационное начало. Психологический настрой

II. Актуализация знаний.

Игра на внимание «Буква, цифра»

Правила игры

Ученики цепочкой поочередно в быстром темпе называют буквы в алфавитном порядке и цифры по порядку.

Например: А - 1, Б - 2 и т. п.

 Беседа об упорядочивании

—  В игре вы называли буквы и цифры по порядку. С заданием «упорядочить», «разложить по порядку» дети сталкиваются еще в дошкольном возрасте. Например, палочки можно разложить по возрастанию длины, кубики или кольца пирамидки - упорядочить по величине, цветные карточки - по интенсивности цвета. По каким еще признакам можно упорядочивать объекты?

—  Для чего нужно упорядочивание?

СправкаСлово «порядок» имеет разные значения:

1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо: навести порядок в комнате.

2.  Последовательность, построенная по какому-то правилу (признаку): разложить фигуры по порядку.

3. Упражнение на упорядочивание группы (7 мин)

— Представим группу людей. Их можно выстроить по порядку: по росту, по весу, по возрасту, в алфавитном порядке по фамилиям... По каким еще признакам можно упорядочить эту группу?

Возможные варианты: образование, здоровье, успеваемость, стаж работы, спортивные показатели, «семейный» стаж, доход, длина волос, размер ноги, объем головы, окружность талии и др.

Желательно, чтобы назывался не только признак для упорядочивания, но и ситуация, где такое упорядочивание необходимо.

Например, при приеме на работу имеет значение образование и стаж работы, в обувном магазине товары упорядочены по размеру ноги, при поступлении в ВУЗ учитывается средний балл оценок на вступительных экзаменах, на соревнованиях награждают того, кто лучше бегает; для фотомоделей имеет значение окружность талии и т. д.

Работа в группах.

— В предыдущем задании мы учились упорядочивать объекты по различным, в том числе нехарактерным признакам. Но такое упорядочивание очень часто не имеет никакой практической значимости. Поэтому надо уметь упорядочивать объекты именно по характерным признакам.

Каждая группа получает название класса, нужно придумать признаки, по которым объекты, входящие в этот класс, можно расположить по порядку.

Примеры классов:

■  моря,

■  пещеры,

■  птицы,

■  деревья,

■  страны,

■  здания,

■  автомобили,

■  самолеты,

■  телевизоры,

■  звезды и др.

Ответы групп учитель дополняет сообщением о книге рекордов Гиннеса (в этой книге описаны объекты, у которых некоторые признаки достигают крайних (то есть максимально и минимально выраженных) значений) и приводит соответствующие примеры. Например Моря можно упорядочить по глубине. Самое глубокое море в мире - Филиппинское, самое мелкое - Желтое.

Вариант выполнения задания.

Упорядочить предложенные объекты можно по признакам:

■ моря: по площади, по глубине, по температуре, по солености, по прозрачности и т. д.;

■ пещеры: по глубине, по протяженности подземелья, по просторности подземного зала и т. д.;

■ птиц: по росту, по весу, по продолжительности жизни, по количеству потомства, по размерам яйца, по скорости и дальности полетов, размаху крыльев, количеству взмахов в секунду и т. д.;

■ деревья: по высоте, по ширине, по возрасту, по продолжительности жизни, по скорости роста, по плотности, по глубине залегания корней и т. д.;

■ страны: по площади, по количеству населения, по средней продолжительности жизни, по уровню грамотности, по количеству вооружения, по количеству музеев и памятников и т. д.;

■ здания: по возрасту, по прочности, по высоте, по просторности, по размеру окон, по акустическим качествам и т. д.;

■ автомобили: по скорости, по размерам, по размеру шин, по дальности пробега и т. д.;

■ самолеты: по рекордам скорости, высоты и дальности полетов, по надежности, по грузоподъемности, по размерам и т. д.;

■ телевизоры: по размерам экрана, по качеству изображения, по гарантийному сроку и т. д.;

■ звезды: по расстоянию до них, по величине, яркости, возрасту, температуре, продолжительности существования и т. д.

III. Изучение нового материала. Игровая деятельность.

Игра 1

Упражнение «Кто больше?» (4-5 мин)

Задание: в течение минуты написать как можно больше слов.

— Как оценить, кто из учеников лучше справился с заданием? Что нужно подсчитывать: количество слов или количество букв в словах?

По желанию учитель может упорядочить учеников по результатам выполнения работы.

Рекомендуется проанализировать самые лучшие результаты: была ли какая-то система, порядок при написании?

Вывод: в заданиях типа «Кто больше... (знает, назовет, напишет)?» обычно побеждает тот, кто называет объекты не хаотично, а придерживаясь какой-либо системы (по темам, в алфавитном порядке, по ассоциации и др.).

Физкультминутка

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

(Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Приседание.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Игра 2.

Задание на смекалку (4-5 мин)

Детективная история:

Инспектор и два его помощника гнались за преступниками. Следы привели их к подвалу. Укрепив на выступе стены канат, сыщики опустились в подвал. Но не успели они осмотреться, как преступник вытянул веревку, свисавшую из окна. Как же выбраться из подвала? Решили выстроить пирамиду: внизу стал самый высокий сыщик, затем сыщик пониже и, наконец, самый низкорослый сыщик. До окна не хватало каких-то 5 см. Что делать?

(Нужно поменяться местами. Если высокий сыщик станет вверху пирамиды, то он сможет достать до окна, так как у высоких людей длиннее руки.)

IV. Работа в учебном пособии. Страница 56-57

Задание 1.  Соедините символы Казахстана с их названиями.

Задание 2. Найдите и обведите лишнее животное в каждой группе. Объясните, почему ты это сделал.

 

V. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем нужно ещё поработать?

 

ЛОГИКА

Дата «___» __________ ______                                   Группа/класс ________

 

Занятие № 32

 

Тема: Повторение.

Цель: закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;

- Развитие речи, памяти, логического мышления, смекалки, внимания.

- Учить оценивать результаты своей работы и работы товарищей, анализировать, делать выводы, применять полученные знания в повседневной жизни.

- Содействовать формированию правильной осанки.

Материалы:

В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геомет­рическими фигурами.

Раздаточный: азбука-тетрадь Н.Амировой, бумага для рисования, геометрические фигуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: