Урок 7 2. К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»

Цели: продолжить обсуждение аспектов природы смешного в тексте; помочь обнаружить, что маленькие дети очень наблю­дательны, что они обладают особым взглядом на мир.

Ход урока

I. Организационный момент


Урок 72. К. Чуковский «От двух до пяти:

— Какого возраста мальчики — герои рассказа Н.Носова? Они ваши ровесники.

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

На детские вопросы Легко ли отвечать? А есть поэт, который Их любит собирать.

(Чтение текста в учебнике на с. 69—70: разговор Миши, Кости и Тани.)

Анишит Йокоповна предлагает почитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти».

— Знаком ли вам поэт Корей Иванович Чуковский?

(Выставляет портрет поэта и его книгу.)



Материал для учителя

Творчество К.И. Чуковского многогранно. Он известен как ученый- филолог, поэт, прозаик, переводчик. Первую сказку для детей «Кроко­дил» К.И. Чуковский написал в 1916 г. Его сказки пользуются большой популярностью. Они инсценированы в театрах, по ним созданы мульт­фильмы, детские оперы, они переведены на многие языки мира.

А в этой книге собраны высказывания самых маленьких детей.

— Верно ли, что маленькие дети наблюдательны и обладают особым взглядом на мир? Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 70 и прочитайте первую историю самостоятельно. Вам она понравилась?

— Какая фраза делает эту историю смешной? (Фраза, постро­енная на противоречии.)

— Работая в парах, прочитайте на с. 70—71 остальные истории и подумайте, в чем секрет смешного в них? (Примерный ответ.

• В истории про Иру Ковалеву смешно само сочетание слов «звериный джаз», который придумала девочка.

• В истории про зоопарк детские высказывания посвящены впечатлениям от посещения зоопарка.)

— Нравится ли вам детская наблюдательность?

— Какое высказывание более точное? Какое остроумное? (В истории про Лену и собачку смешно то, как Лена оправ­дывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка.)

— Можно ли назвать высказывания маленьких детей остро­умными?

211

— У кого из вас есть младшие братья и сестры? Вспомните их смешные высказывания.


— А слышали ли вы такую фразу: «Устами младенца глаго­лет истина»? Она о том, что маленькие дети бесхитростны и правдивы.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Анишит Йокоповна предлагает нам почитать на с. 72 со­вет, который дает поэт Г. Остер от лица одного маленького мальчика. Сделайте это.

— Когда вы читаете слова, выделенные цветом, вам уже смеш­но или еще нет?

— Эти слова могли бы иметь другое продолжение (если бы, например, мальчик вел себя прекрасно и начальник решил его похвалить)? Какое же именно?

— Из каких строчек становится понятно, какое впечатление ребенок произвел на маминого начальника?

— Вы понимаете, почему этот совет помещен в книжке «Вред­ные советы», а не в книжке «Полезные советы»?

— В чем секрет этого вредного совета?

— От лица кого автор дает такой совет? (От лица мальчика, которому не хочется, чтобы мама уходила на работу.)

— А автор следующего произведения вам знакома?

— Вспомните названия произведений, с которыми вы позна­комились в первой части учебника. Что их объединяет?

— Познакомимся с еще одним произведением Т. Пономаре­вой — «Помощь».

(Дети самостоятельно читают произведение на с. 73.)

— Это та же бабушка? Объясните свою точку зрения.

— Вам понравилось произведение? Чем?

— А к какому литературному жанру можно его отнести: рас­сказ, сказка, небылица? (Это рассказ, а не сказка.)

— Почему рассказ помещен рядом с произведениями, посвя­щенными маленьким, — ведь в нем как будто рассказыва­ется совсем о другом?

— Какие строчки показались смешными? Почему? (Три по­следние строчки, в них бабушка говорит о том, что льва пой­мать гораздо проще, чем уследить за внуками.)

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Что их объединяет?

— Что нового вы узнали?

— Вспомните, были ли в вашей жизни подобные смешные ситуации. Можете рассказать о них?

Домашнее задание

Прочитать другие вредные советы Григория Остера и истории К. Чуковского из книги «От двух до пяти».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: