Цели: продолжить обсуждение аспектов природы смешного в тексте; помочь обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны, что они обладают особым взглядом на мир.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок 72. К. Чуковский «От двух до пяти:
— Какого возраста мальчики — герои рассказа Н.Носова? Они ваши ровесники.
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
На детские вопросы Легко ли отвечать? А есть поэт, который Их любит собирать.
(Чтение текста в учебнике на с. 69—70: разговор Миши, Кости и Тани.)
Анишит Йокоповна предлагает почитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти».
— Знаком ли вам поэт Корей Иванович Чуковский?
(Выставляет портрет поэта и его книгу.)
Материал для учителя
Творчество К.И. Чуковского многогранно. Он известен как ученый- филолог, поэт, прозаик, переводчик. Первую сказку для детей «Крокодил» К.И. Чуковский написал в 1916 г. Его сказки пользуются большой популярностью. Они инсценированы в театрах, по ним созданы мультфильмы, детские оперы, они переведены на многие языки мира.
А в этой книге собраны высказывания самых маленьких детей.
— Верно ли, что маленькие дети наблюдательны и обладают особым взглядом на мир? Прочитаем и узнаем.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 70 и прочитайте первую историю самостоятельно. Вам она понравилась?
— Какая фраза делает эту историю смешной? (Фраза, построенная на противоречии.)
— Работая в парах, прочитайте на с. 70—71 остальные истории и подумайте, в чем секрет смешного в них? (Примерный ответ.
• В истории про Иру Ковалеву смешно само сочетание слов «звериный джаз», который придумала девочка.
• В истории про зоопарк детские высказывания посвящены впечатлениям от посещения зоопарка.)
— Нравится ли вам детская наблюдательность?
— Какое высказывание более точное? Какое остроумное? (В истории про Лену и собачку смешно то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка.)
— Можно ли назвать высказывания маленьких детей остроумными?
211 |
— У кого из вас есть младшие братья и сестры? Вспомните их смешные высказывания.
— А слышали ли вы такую фразу: «Устами младенца глаголет истина»? Она о том, что маленькие дети бесхитростны и правдивы.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Анишит Йокоповна предлагает нам почитать на с. 72 совет, который дает поэт Г. Остер от лица одного маленького мальчика. Сделайте это.
— Когда вы читаете слова, выделенные цветом, вам уже смешно или еще нет?
— Эти слова могли бы иметь другое продолжение (если бы, например, мальчик вел себя прекрасно и начальник решил его похвалить)? Какое же именно?
— Из каких строчек становится понятно, какое впечатление ребенок произвел на маминого начальника?
— Вы понимаете, почему этот совет помещен в книжке «Вредные советы», а не в книжке «Полезные советы»?
— В чем секрет этого вредного совета?
— От лица кого автор дает такой совет? (От лица мальчика, которому не хочется, чтобы мама уходила на работу.)
— А автор следующего произведения вам знакома?
— Вспомните названия произведений, с которыми вы познакомились в первой части учебника. Что их объединяет?
— Познакомимся с еще одним произведением Т. Пономаревой — «Помощь».
(Дети самостоятельно читают произведение на с. 73.)
— Это та же бабушка? Объясните свою точку зрения.
— Вам понравилось произведение? Чем?
— А к какому литературному жанру можно его отнести: рассказ, сказка, небылица? (Это рассказ, а не сказка.)
— Почему рассказ помещен рядом с произведениями, посвященными маленьким, — ведь в нем как будто рассказывается совсем о другом?
— Какие строчки показались смешными? Почему? (Три последние строчки, в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за внуками.)
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Что их объединяет?
— Что нового вы узнали?
— Вспомните, были ли в вашей жизни подобные смешные ситуации. Можете рассказать о них?
Домашнее задание
Прочитать другие вредные советы Григория Остера и истории К. Чуковского из книги «От двух до пяти».