Цели: учить делать вывод о характере героев по их поступкам; продолжить выявлять природу смешного в литературном произведении.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Сегодня рассказ Будем с вами читать, Как связан он с темой, Нам надо узнать. Писатель вам в этом поможет. А кто отгадать его сможет? (На доске запись.)
RBU ИG KVTSOWP FflJPLADrN YZH YCRKWM U Й (Виктор Драгунский.)
(Учитель выставляет портрет писателя.)
— Вспомните его любимых героев. В каких произведениях вы их встречали?
— Как называется книжка, в которой Дениска — главный герой?
(Учитель выставляет книгу «Денискины рассказы».)
— Откройте содержание учебника и найдите название произведения. («Ровно 25 кило».)
— Какие цели поставим перед собой? (Примерный ответ.
• Познакомиться с произведением.
• Продолжить разгадывать секреты смешного.
• Узнать, какими предстают перед нами Дениска и Мишка в этом рассказе.)
— Прочитаем еще раз название произведения. Что значит «ровно 25 кило»? (25 килограммов — это масса.)
|
|
— Что может весить 25 килограммов? Прочитаем рассказ и узнаем, почему он так называется.
IV. Работа по теме урока
(Дети читают первую часть произведения в учебнике на с. 74-78.)
— Кто герои рассказа? (Дениска и Мишка.)
— От чьего имени ведется повествование?
— О каком событии из своей жизни рассказал нам Дениска? (О том, как ребята попали в клуб «Металлист» на детский праздник.)
— Как они туда попали? Расскажите.
— Им было весело на празднике? Как они веселились? Прочитайте о тех «затеях», в которых они участвовали.
— Что еще создавало праздничное и веселое настроение? (Красиво украшенный зал.)
— Прочитайте нужный отрывок и расскажите об этом своими словами.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте последнее предложение этой части.
— Почему же Дениска считает день невезучим? После чего праздничный день для него превратился в невезучий? (После того как выяснилось, что он весит 24 с половиной килограмма, а для получения приза нужно весить 25килограммов.)
— А что это был за приз? (Это подписка на журнал «Мурзилка».)
— Знаком ли вам этот журнал?
— Какие рубрики вы помните?
— Интересно было его читать?
— Теперь вы понимаете, почему ребята так расстроились?
— А что значит «годовая подписка»? (Целый год они могут получать журнал бесплатно и читать его в свое удовольствие.)
— Предположите, как дальше будут развиваться события.
А что произошло с друзьями потом, вы узнаете на следующем уроке.
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
|
|
Пересказать отрывок о том, как Дениска и Мишка участвовали в «затеях».
Ход урока 2
I. Организационный момент
На уроке тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры, В вестибюли, в коридоры, Не мешайте нам читать И заданье проверять.
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию
— Итак, у наших друзей совсем испортилось настроение. Вспомните почему.
Прочитаем рассказ до конца и узнаем, что же произошло
с ними дальше.
IV. Работа по теме урока
(Чтение второй части рассказа в учебнике на с. 78—84.)
— Вот вы и дочитали рассказ. Подтвердились ли ваши предположения, сделанные на прошлом уроке?
— На какие три части можно разделить вторую половину рассказа? Отметьте границы между ними.
— Вы заметили, что каждая часть по-своему смешная?
— В чем секрет смешного в первой части? Если затрудняетесь с ответом, то воспользуйтесь подсказкой Летучей Мыши на с. 85. (Примерный ответ. Смешно то, что Дениска никак не может понять, какая связь между тем, что Мишка весит на полкилограмма больше, чем 25 кило, и тем, что он выпил целую бутылку ситро; повторяющиеся фразы Дениски «Ну и что?», «Нуда?!» вызывают смех.)
— А при чтении второй части вам было смешно по этой же причине? (Примерный ответ. Отчасти по той же причине: продавщица не понимает, почему Мишка спрашивает, всегда ли в бутылке ровно пол-литра и не бывает ли недолива; она думает, что ее хотят обвинить в нечестности, хотя Мишка на самом деле переживает за результат предстоящего взвешивания.)
— Что же еще вызывает смех? (Автор, рассказывая о том, как Дениска пил ситро, использует прием преувеличения.)
— Приведите примеры из текста. («Я... понял, что я уже полный, до краев», «Я сейчас лопну» и т. д.)
— А в последней части, где писатель использует преувеличение, чтобы нас рассмешить? (Клоун не понимает, почему Дениска никак не реагирует на свой выигрыш: не радуется и не говорит «спасибо».)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Докажите строчками из текста, что Мишка очень сообразительный. (Примерный ответ. Он сразу понял, что зря пил ситро, что пол-литра ситро — это и есть те лишние пятьсот граммов, которые не позволили ему выиграть подписку на «Мурзилку»; он быстро ориентируется и спасает ситуацию при вручении приза.)
— А теперь докажите, что он решительный и настойчивый. (Он настойчиво убеждает Дениску допить ситро.)
— Найдите и зачитайте нужные строчки.
— Какие еще качества характера Мишки проявились в этой части? (Он замечательный друг и помощник.)
— Найдите подтверждение в тексте.
— Найдите предложение, где есть слова, выделенные жирным шрифтом. Почему, когда их читаешь, делается смешно? (Это образное выражение, но в данной ситуации оно воспринимается и в прямом смысле.)
— Вспомните название рассказа. А теперь перечитайте фрагмент в конце рассказа, выделенный рамочкой. Помог ли вам этот фрагмент понять секрет смешного в названии? (Он заключается в том, что один мальчик превышает нужный вес только из-за того, что выпил пол-литра ситро, а второму мальчику приходится добирать нужный вес, вливая в себя с большим усилием все те же пол-литра ситро.)
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Вспомните, какие цели мы ставили перед собой. Удалось ли их достичь?
— Что нового вы узнали?
— Какими предстают перед нами герои рассказа? (Они настоящие друзья.)
— Можете это подтвердить?
— Вы хотели бы иметь таких друзей? Обоснуйте свое мнение.
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ рассказа В. Драгунского (учебник, с. 74-84).
Урок 75. Обобщающий урок по теме