При организации разборочного процесса на потоке объекты ремонта могут быть неподвижны либо перемещаться. Поточные линии могут быть одно- и многопредметными, прерывно-поточными и непрерывно-поточными.
Отдельная единица оборудования, обслуживаемая одним или несколькими рабочими, например стенд для разборки двигателя, считается одним рабочим местом. Каждая позиция конвейера независимо от числа рабочих на данной позиции считается одним рабочим местом.
Рабочим местом называется зона трудовой деятельности одного или нескольких рабочих.
Основными организационными формами разборки (рис. 2) являются не поточная и поточная организации. В свою очередь, при не поточной организации разборка может быть организована на универсальных, специализированных или смешанных постах.
При поточном способе оборудование и рабочие посты располагаются последовательно друг за другом в порядке выполнения операций технологического процесса, который производится на нескольких постах.
Причем последовательность и объем операций, а также количество рабочих на постах такие, что за определенный промежуток времени, равный такту поточной линии, разбирается одно изделие.
Тактом разборки называется промежуток времени между разборкой двух последовательных автомобилей или агрегатов на поточной линии, т. е. промежуток времени, через который последние составные части разбираемого объекта ремонта снимают с последнего поста (рабочего места) поточной линии.
Поточный способ разборки машин на агрегаты осуществляется с помощью грузо- и цепенесущих конвейеров.Разборку агрегатов на узлы и детали проводят на стендах, эстакадах или конвейерах.
Поточная форма организации разборочного процесса является наиболее прогрессивной, позволяющей улучшить качество разборки, увеличить производительность труда и снизить себестоимость разборочных работ.
Применение поточного метода разборки позволяет сосредоточить одноименные технологические операции на специализированных постах, вследствие чего сократить количество одноименных инструментов на 30%, увеличить интенсивность использования технологической оснастки на 50% и повысить производительность труда разборщиков на 20%.
Одной из разновидностей поточной формы организации разборочного процесса является применение многопредметной поточной линии. Такие линии целесообразно применять на РП с небольшой разномарочной программой по капитальному ремонту. Они приспособлены для разборки одинаковых агрегатов и узлов машин разных марок, имеющих общность по технологическим условиям разборки.
На крупных специализированных АРП разборочный процесс следует организовать на однопредметных поточных ЛИНИЯХ.
Из экономических мероприятий в первую очередь следует отметить заинтересованность рабочих в улучшении качества своего труда и повышении прибыли цеха путем использования на производстве большого числа годных деталей, а также снижения доли дефектов в деталях из-за нарушения технологии разборки.
На ряде РП применяют такую систему заработной платы, при которой, помимо оплаты за разборку объекта ремонта, предусмотрена дополнительная оплата за увеличение выхода деталей, годных для повторного использования. При этом большую доплату производят заувеличение выхода годных деталей из числа наиболее часто повреждаемых.
Организация разборочного процесса должна обеспечить ритмичность производственного процесса. Количество разбираемых машин и агрегатов должно строго соответствовать количеству выпуска и установленным нормам задела по всему производству.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗБОРКИ
Разборка машин на агрегаты, узлы и детали производится в строгой последовательности, предусмотренной технологическим процессом, с применением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента.
Проектирование технологического процесса разборки включает в себя выполнение следующих работ: выбор метода рациональной организации разборки; изучение конструкции разбираемого изделия; разбивку изделия на разборочные группы и подгруппы; определение содержания разборочных операций и установление режимов разборки и норм времени на выполнение разборочных операций; разработку задания на конструирование необходимого инструмента, приспособлений и оборудования; назначение технических условий,на разборку изделий, узлов и сопряжении; определение рациональных способов транспортировки изделий и разборку; разработку технологической планировки разборочного участка (цеха); разработку и оформление технической документации.
Технологическая документация оформляется в виде маршрутных и операционных карт.
Детали некоторых сопряжении в процессе разборки нельзя обезличивать по отношению друг к другу. К таким деталям относятся: картер сцепления и блок цилиндров; крышки коренных подшипников — блок цилиндров, крышки шатунных подшипников — шатуны и др. Детали, не подлежащие обезличиванию, после разборки вновь соединяют болтами (крышки подшипников) или связывают проволокой (шестерни).
Агрегаты на детали разбирают в два этапа. Сначала проводят их подразборку для облегчения мойки и очистки. Например, в двигателе снимают поддон масляного картера, головку цилиндров, крышки распределительных шестерен; в коробке передач снимают крышку картера в сборе и боковую крышку добавочного привода и т. п. Затем после мойки агрегаты полностью разбирают на детали.
Технологическим процессом должна предусматриваться полная разборка соединений на детали, в том числе и заклепочных соединений, что необходимо для качественной очистки деталей, тщательного контроля и определения возможности их ремонта. Нередко в деталях имеется трещина, идущая от отверстия под заклепку даже в неослабленном заклепочном соединении. Эту трещину обнаружить без полной разборки заклепочного соединения практически не представляется возможным.
При разборке машин, агрегатов и узлов на детали приходится иметь дело с подвижными и неподвижными соединениями. Детали подвижных соединений имеют возможность перемещения в рабочем состоянии одна относительно другой. Детали неподвижных соединений не могут перемещаться в рабочем состоянии.
Подвижные и неподвижные соединения подразделяются на разборные и неразборные.
Разборными соединениями являются такие, которые могут быть разобраны без повреждения сопряженных деталей. Количество разборных соединений в машинах в зависимости от конструктивных особенностей составляет 70...80% всех соединений.
Остальные соединения относятся к группе неразборных, хотя в условиях ремонта машин некоторая часть этих соединений подвергается разборке.
Неподвижные неразборные соединения деталей с плоскими поверхностями выполняются при помощи сварки, пайки, клепки, а деталей с гладкими цилиндрическими поверхностями — при помощи сварки, пайки, склеивания, развальцовки и горячих прессовых посадок.
Неподвижные разборные соединения с сопрягающимися плоскими поверхностями выполняются при помощи болтов, шпилек, ввертываемых в резьбовые отверстия одной из сопрягаемых деталей. Детали с гладкими цилиндрическими поверхностями соединяются при помощи неподвижных и подвижных посадок, а с другими цилиндрическими поверхностями — при помощи шлицев, резьбы и дополнительных деталей (шпонок, штифтов, клиньев).
Подвижные разборные соединения применяются для деталей с гладкой цилиндрической или шпилевой поверхностью.
Наиболее массовыми соединениями в конструкции машины являются резьбовые, которые составляют 60...70% всех ее соединений.
Вторыми массовыми соединениями двух деталей являются посадки с натягом.
Среди этих соединений наибольший процент падает на подшипники — около 28%, втулки 23, шестерни — 13%. Затем идут такие детали, как пальцы, оси, штифты — 11%, манжеты — 8%.и т. п.
Исходя из массовости соединений в конструкции автомобиля к основным видам разборочных работ можно отнести разборку соединений резьбовых и с гарантированным натягом.
Трудоемкость разборки этих видов соединений составляет около 60% всей трудоемкости разборочных работ.
3 МЕХАНИЗАЦИЯ РАЗБОРОЧНЫХ РАБОТ
Разборочные работы при ремонте машин являются весьма трудоемкими и наименее оснащенными современным оборудованием. Поэтому вопросы их механизации представляют одну из основных задач развития ремонтного производства.
Для выполнения разборочных работ применяют конвейеры, подъемники, кран-балки, электротали, эстакады, стенды, прессы, механизированный инструмент, съемники и т. д.
Поточную разборку машин и агрегатов проводят на конвейерах или эстакадах.
Конвейеры различают грузоведущие и грузонесущие.
Для установки и закрепления разбираемых агрегатов и узлов применяют стенды, установки, эстакады, конвейеры. Они классифицируются по следующим основным признакам: числу устанавливаемых агрегатов, характеру и способу их закрепления и назначению.
По числу устанавливаемых агрегатов стенды могут быть одно- и многоместные, а по назначению — универсальные и специализированные. Универсальные стенды предназначены для установки однотипных агрегатов различных моделей машин или различных агрегатов одной модели машины. Комбинированные стенды являются наиболее рациональными, так как неотъемлемыми элементами их являются гайковерты, электромеханические головки, съемники, прессы и т. п. Классификация стендов приведена на рис.2 Основным оборудованием для разборки посадок с натягом являются прессы и съемники.
В зависимости от расположения штока и направления действия создаваемого усилия различают прессы вертикальные и горизонтальные, а по характеру их использования — стационарные и переносные. Кроме того, прессы делятся на универсальные и специальные, ручные и приводные. Ручные прессы могут быть реечными, винтовыми и эксцентриковыми, а приводные — пневматическими, гидравлическими и электромагнитными.
Съемники обычно применяют с резьбой или гидравлические.