Определение темы, направленности, названия выступления
Разработка речи начинается с уяснения ее темы. Тему определяет либо сам оратор, либо те, кто приглашает его выступить. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной жизненными потребностями, доступной для понимания. Ее следует четко сформулировать. Она должна привлекать внимание слушателей.
Направленность речи бывает различной. Выступающий может поставить задачу — информировать слушателей, научить их, дать им определенные сведения. В других случаях оратор постарается взволновать аудиторию. И, наконец, выступающий рассчитывает, что ему удастся сформировать у слушателей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, т. е. призывает к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, т. е. выступление преследует цель — информировать слушателей, затронуть их чувства, побудить к действиям.
Некоторые ' выступления не имеют названий: краткие митинговые, парламентские речи, некоторые виды социально-бытовых выступлений. Для других речей, например судебных, характерны чисто индивидуальные названия, например, у А. Ф. Кони “Дело о подлоге завещания от имени купца Козьмы Беляева”. Встречаются такие заглавия, которые направляют мнения слушателей, например: “Спасите природу!”, “Мы — за разоружение!” Привлекают внимание выступления с рекламными названиями: “Летающие тарелки: правда или вымысел?”, “Мафия — у нас”, “Нужны ли нам атомные электростанции?”.
|
|
Важнейший этап в подготовке выступления — оценка состава слушателей и обстановки, в которой будет произнесена речь.
Прежде всего оратор должен получить сведения о слушателях. Каков их социальный состав (рабочие, крестьяне, интел-
лигенция), образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование), направление образования (гуманитарное, негуманитарное), возраст, пол, национальность? Однородна или неоднородна аудитория? Многочисленна ли она? Каково настроение слушателей, их отношение к теме, к оратору, знакомство с данным вопросом? Хотят ли они удовлетворить свои духовные запросы, повысить свою квалификацию или просто заполнить свой досуг?
Очень важно обстоятельно выяснить, где будет происходить выступление. На улице, в зале или в небольшом помещении? Есть ли там стол, трибуна, микрофон? Когда произойдет выступление (утром, днем, вечером), после какой (каких) другой речи (речей) оно планируется? (Ведь каждое последующее выступление должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприягия.)