Из воспоминаний о публичных выступлениях

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН, РАБОТА НАД ФАКТАМИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Прежде всего целесообразно составить предваритель­ный план речи, который затем будет уточняться. Этот пред­варительный план будущего выступления называют рабо­чим планом. Он нужен только в процессе подбора материа­ла. И, конечно, будет меняться. Это лоцман в безбрежном море теоретического и фактического материала.

Насыщенность речи фактическим и теоретиче­ским материалом зависит от вида, темы и соста­ва слушателей. Одно дело лекция или доклад, в которых разбираются какие-либо научные явления, другое — речь юби­лейная. В докладе, лекции, судебной речи требуется приводить множество фактов, чтобы доказать свои положения и убедить слушателей. В речи юбилейной, по своей сущности эмоциональ­ной, факты связаны со знаменательной датой или личностью. В митинговой речи, которая в основном действует на чувства слушателей, факты сводятся к минимуму и отражают ее призыв­ный характер.

Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, де­лают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Вспомним слова известного ученого, физиолога И. П. Павлова:

“Факты — воздух ученого”. Можно считать, что факты —-воздух оратора.

Как отбирать факты? Прежде всего они должны быть досто­верными и абсолютно точными. Далее. Опытный оратор подчи­няет факты общей идее речи. Вот, например, как характеризо­вал поэт Андрей Белый лекции В. И. Вернадского, которые он посещал в студенческие годы: “Была четкая линия мысли, пре­творенная в художественно подобранный силуэт фактов”. Если

Мензбир Михаил Александрович (1855—1935)—зоолог, профессор Мо­сковского университета, академик.

Любимец мой — профессор М. А. Мензбир.

Мензбира было порой трудно слушать; он вел нас крутою тропинкою фактов, не развлекаясь красками иль анекдотиками;

по окончании лекции всякий бы мог повторить ее: так вылепля­лась она умным ладом идеи с подобранным фактом.

Постояв, помолчав, начинал свою лекцию он, выбивая гром­ким и ровным голосом точные, ровные, гладкие фразы, как вы­ученные наизусть; вероятно, он так говорил от слишком ясной ему картины мысли; ровно, строго, спокойно она выбивала в нас твердый рельеф.

Андрей Белый

Фрагменты из лекции М. А. Мензбира см. на с. 166, 171.

мысль тонет в обилии фактов, речь не достигает нужного эффек­та. “Перегруженная фактами лекция,— говорил Д. И. Менделе­ев,— очаг, до того заваленный дровами, что он начинает зату­хать”.

Очень важно для выступающего личное отношение к факту. В лекции В. О. Ключевского, посвященной царствованию Елиза­веты Петровны, была произнесена такая фраза: “У нее [импе­ратрицы] в гардеробе было 15000 платьев, два сундука шелко­вых чулок и... ни одной разумной мысли в голове”. Естественно, концовка фразы (после многоточия), выражающая отношение историка к Елизавете, придает особый смысл приведенным вы­ше фактам ее каждодневной жизни, усиливает действенность речи.

Откуда же добываются факты? Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, различных явлений, бесед и ин­тервью со знающими людьми, но основная масса фактов черпает­ся из энциклопедий, справочников, научной и научно-популяр­ной литературы, газет, журналов, документов и других книжных (письменных) источников.

Как же работать с этими источниками? Существует несколь­ко методов, которыми мы должны уметь пользоваться. Прежде всего, беглый просмотр книги или журнала, чтобы уз­нать, что можно взять для себя из этого источника. Во-вторых, при беглом просмотре легко освежить в памяти прочитанное ра-

нее. Далее может быть выборочное чтение, когда чита­ются отдельные фрагменты, относящиеся к теме выступления. И, наконец, при углубленном чтении, которое можно на­звать изучением, делаются дословные выписки (цитаты), составляются конспекты отдельных частей или всей книги, а также журнальных или газетных статей.

Прежде всего остановимся на цитатах. Для чего их ис­пользовать в будущей речи? Во-первых, цитата позволяет в иной форме повторить мысль оратора. Без такого повторения в раз­личных вариантах мыслей выступления оно не воспринимается во всем своем объеме. Далее, цитата, особенно яркая и образ­ная, позволяет избежать однообразия речи, снять утомление.

При выписывании цитат из источника нужно избегать их ис­кажения (т. е. необходима неоднократная проверка!), а также стремиться к их точному пониманию, так как неправильное разъяснение чужих высказываний, искажение их подрывает ав­торитет оратора. Используя цитаты, выступающий не должен забывать об их понятности и доступности.

Конечно, не всегда и не везде цитаты уместны. Неумеренное цитирование загромождает речь, снижает ее действенность. “Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смыс­ла,— говорил А. Ф. Кони.— При недостатке собственной “глубо­кой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, со­блюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами...” Сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в пуб­личном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно ис­пользовать их в речи.

Выписки из книжных источников, а также запись тех мыслей, которые появляются при чтении книг и статей, лучше делать на отдельных листах (или карточках): их легко перекладывать, со­единять, добавлять к различным частям выступления. Эти листы (карточки) должны быть одинакового размера, на каждом(ой) из них делается по одной записи, наверху указывается тема, внизу — источник выписки. Нужно также собирать газетные и журнальные вырезки.

Заготавливать следует значительно больше материала, чем требуется для конкретного выступления. Это связано с тем, что иногда у оратора оказывается дополнительное время и ему мо­жет понадобиться запасной материал. Бывают случаи, когда в процессе речи приходится исключать какой-то ее фрагмент и заменять его запасным.

Итак, материалы к выступлению собраны. Возникает во­прос...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: