ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН, РАБОТА НАД ФАКТАМИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Прежде всего целесообразно составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Этот предварительный план будущего выступления называют рабочим планом. Он нужен только в процессе подбора материала. И, конечно, будет меняться. Это лоцман в безбрежном море теоретического и фактического материала.
Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от вида, темы и состава слушателей. Одно дело лекция или доклад, в которых разбираются какие-либо научные явления, другое — речь юбилейная. В докладе, лекции, судебной речи требуется приводить множество фактов, чтобы доказать свои положения и убедить слушателей. В речи юбилейной, по своей сущности эмоциональной, факты связаны со знаменательной датой или личностью. В митинговой речи, которая в основном действует на чувства слушателей, факты сводятся к минимуму и отражают ее призывный характер.
Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Вспомним слова известного ученого, физиолога И. П. Павлова:
“Факты — воздух ученого”. Можно считать, что факты —-воздух оратора.
Как отбирать факты? Прежде всего они должны быть достоверными и абсолютно точными. Далее. Опытный оратор подчиняет факты общей идее речи. Вот, например, как характеризовал поэт Андрей Белый лекции В. И. Вернадского, которые он посещал в студенческие годы: “Была четкая линия мысли, претворенная в художественно подобранный силуэт фактов”. Если
Мензбир Михаил Александрович (1855—1935)—зоолог, профессор Московского университета, академик.
Любимец мой — профессор М. А. Мензбир.
Мензбира было порой трудно слушать; он вел нас крутою тропинкою фактов, не развлекаясь красками иль анекдотиками;
по окончании лекции всякий бы мог повторить ее: так вылеплялась она умным ладом идеи с подобранным фактом.
Постояв, помолчав, начинал свою лекцию он, выбивая громким и ровным голосом точные, ровные, гладкие фразы, как выученные наизусть; вероятно, он так говорил от слишком ясной ему картины мысли; ровно, строго, спокойно она выбивала в нас твердый рельеф.
Андрей Белый
Фрагменты из лекции М. А. Мензбира см. на с. 166, 171.
мысль тонет в обилии фактов, речь не достигает нужного эффекта. “Перегруженная фактами лекция,— говорил Д. И. Менделеев,— очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать”.
Очень важно для выступающего личное отношение к факту. В лекции В. О. Ключевского, посвященной царствованию Елизаветы Петровны, была произнесена такая фраза: “У нее [императрицы] в гардеробе было 15000 платьев, два сундука шелковых чулок и... ни одной разумной мысли в голове”. Естественно, концовка фразы (после многоточия), выражающая отношение историка к Елизавете, придает особый смысл приведенным выше фактам ее каждодневной жизни, усиливает действенность речи.
Откуда же добываются факты? Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, различных явлений, бесед и интервью со знающими людьми, но основная масса фактов черпается из энциклопедий, справочников, научной и научно-популярной литературы, газет, журналов, документов и других книжных (письменных) источников.
Как же работать с этими источниками? Существует несколько методов, которыми мы должны уметь пользоваться. Прежде всего, беглый просмотр книги или журнала, чтобы узнать, что можно взять для себя из этого источника. Во-вторых, при беглом просмотре легко освежить в памяти прочитанное ра-
нее. Далее может быть выборочное чтение, когда читаются отдельные фрагменты, относящиеся к теме выступления. И, наконец, при углубленном чтении, которое можно назвать изучением, делаются дословные выписки (цитаты), составляются конспекты отдельных частей или всей книги, а также журнальных или газетных статей.
Прежде всего остановимся на цитатах. Для чего их использовать в будущей речи? Во-первых, цитата позволяет в иной форме повторить мысль оратора. Без такого повторения в различных вариантах мыслей выступления оно не воспринимается во всем своем объеме. Далее, цитата, особенно яркая и образная, позволяет избежать однообразия речи, снять утомление.
При выписывании цитат из источника нужно избегать их искажения (т. е. необходима неоднократная проверка!), а также стремиться к их точному пониманию, так как неправильное разъяснение чужих высказываний, искажение их подрывает авторитет оратора. Используя цитаты, выступающий не должен забывать об их понятности и доступности.
Конечно, не всегда и не везде цитаты уместны. Неумеренное цитирование загромождает речь, снижает ее действенность. “Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла,— говорил А. Ф. Кони.— При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами...” Сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно использовать их в речи.
Выписки из книжных источников, а также запись тех мыслей, которые появляются при чтении книг и статей, лучше делать на отдельных листах (или карточках): их легко перекладывать, соединять, добавлять к различным частям выступления. Эти листы (карточки) должны быть одинакового размера, на каждом(ой) из них делается по одной записи, наверху указывается тема, внизу — источник выписки. Нужно также собирать газетные и журнальные вырезки.
Заготавливать следует значительно больше материала, чем требуется для конкретного выступления. Это связано с тем, что иногда у оратора оказывается дополнительное время и ему может понадобиться запасной материал. Бывают случаи, когда в процессе речи приходится исключать какой-то ее фрагмент и заменять его запасным.
Итак, материалы к выступлению собраны. Возникает вопрос...