После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи.
В академической речи вступление вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания и психологически подготавливает их к восприятию изложения. В нем сообщается тема выступления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления входит также закрепление контакта со слушателями, усиление их внимания и интереса.
Приведем примеры из лекций известного деятеля социал-демократического движения Георгия Валентиновича Плеханова по политической экономии. Они были прочитаны в Берне (столице Швейцарии) в 1887 г. Это вступление типично для академической речи:
Прежде чем я перейду к изложению и выяснению в экономических явлений и законов, я считаю необходимым в кратком введении рассмотреть с вами три следующих вопроса:
1) Что такое политическая экономия?
2) Какое место занимает она в ряду других общественных наук?
3) В какое отношение люди, изучающие эту науку, должны стать к выдвигаемым ею политическим задачам?
|
|
Так четко вступление выделяется в докладе или лекции. Оно должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их, в нем обрисовываются цели и задачи речи. Таким образом, оратор настраивает слушателей на восприятие информации.
Важную роль играет вступление в судебных речах. Приведем пример. Известный адвокат XIX в. Сергей Аркадьевич Андреевский тщательно отделывал вступления, которые в его речах занимали иногда значительную часть. Это он делал для того, чтобы заинтересовать судей, обратить их внимание на главные вопросы, расположить их к подзащитному, воздействовав на их чувства, на их эмоциональную сферу. И на основе вступления строил свою речь дальше. Например, речь по делу Зайцева он начинает так:
Есть, гг. присяжные заседатели, нечто горькое и безутешное в положении человека, для которого не только не существует никакой надежды на оправдание, но и почти нет надежды на снисхождение. Спрашивается: к чему его судить? Зачем предоставлять слово защите? Сделано дело грубое, жестокое, возмутительное; виновный не оправдывается, ваш взгляд готов. Не проще ли теперь же отпустить вас в совещательную комнату? Но я полагаю, что суд поручил мне защиту подсудимого не для того, чтобы я оставался безмолвным; да и сама защита, мне думается, учреждена не напрасно. От имени общества, от имени всех прокурор возбуждает преследование, он предъявляет свое обвинение подсудимому. Здесь его устами говорят все, кроме одного. Не забудьте: все — против одного... в суде! Какой же бы это был суд, если бы за этого одного не поднимался ничей голос, если бы у этого одного не было бы никакого орудия для борьбы со всеми?! Это орудие— дарованная законом защита. Наша роль трудная, но необходимая. Общественное возмездие, прежде чем покарать, должно одуматься; оно обязано взвесить свой тяжелый шаг и выслушать против себя все возможные возражения, какие только может создать человеческая мысль. Если после таких возражений оно ничуть не поколеблется, ни от одного своего вывода не откажется, ни в одном своем чувстве не смягчится — то, что бы мы ни думали о решении, мы назовем его обдуманным, взвешенным.
|
|
Такое подробное вступление не случайно. Оно подготавливает судей к восприятию основного содержания. Уже во вступлении оратор старается дать меткие и точные характеристики подзащитному, выделить положительные, симпатичные черты, чтобы потом воспользоваться этим для защиты; вот как адвокат характеризует Павла Зайцева:
Вы, вероятно, ожидали встретить холодного, резкого, наглого, ужасного человека с зверским выражением лица: этот бледный, грустный, робкий — даже добродушный мальчик, смиренно ожидающий своей участи, совсем я не годится в герои прочитанного сегодня обвинительного акта.
Этот мотив “грустного, робкого”, несчастного проходит через всю речь. Таким образом возникает тема “несчастный”.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ (СОДЕРЖАНИЕ)
Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя. Если же слушатель заинтересованный, то основная мысль формулируется в конце речи. Такое расположение главной мысли объясняется психологическим законом памяти — “фактором края”, или “законом первого и последнего места”: лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий.
Основная мысль пронизывает все выступление, оно распадается на части, каждая из которых имеет свою идею. Как же излагается материал речи?