Вступление. После интригующего начала следует вступление

После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи.

В академической речи вступление вводит слушателей в сущ­ность дальнейшего содержания и психологически подготавлива­ет их к восприятию изложения. В нем сообщается тема выступ­ления, перечисляются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. В функции вступления входит также закрепле­ние контакта со слушателями, усиление их внимания и инте­реса.

Приведем примеры из лекций известного деятеля социал-де­мократического движения Георгия Валентиновича Плеханова по политической экономии. Они были прочитаны в Берне (столице Швейцарии) в 1887 г. Это вступление типично для академиче­ской речи:

Прежде чем я перейду к изложению и выяснению в экономических явлений и законов, я считаю необходимым в кратком введении рассмотреть с вами три следующих вопроса:

1) Что такое политическая экономия?

2) Какое место занимает она в ряду других обществен­ных наук?

3) В какое отношение люди, изучающие эту науку, должны стать к выдвигаемым ею политическим задачам?

Так четко вступление выделяется в докладе или лекции. Оно должно укрепить внимание слушателей, заинтересовать их, в нем обрисовываются цели и задачи речи. Таким образом, ора­тор настраивает слушателей на восприятие информации.

Важную роль играет вступление в судебных речах. Приведем пример. Известный адвокат XIX в. Сергей Аркадьевич Андреев­ский тщательно отделывал вступления, которые в его речах за­нимали иногда значительную часть. Это он делал для того, что­бы заинтересовать судей, обратить их внимание на главные во­просы, расположить их к подзащитному, воздействовав на их чувства, на их эмоциональную сферу. И на основе вступления строил свою речь дальше. Например, речь по делу Зайцева он начинает так:

Есть, гг. присяжные заседатели, нечто горькое и безутешное в положении человека, для которого не только не существует никакой надежды на оправдание, но и почти нет надежды на снисхождение. Спрашивается: к чему его судить? Зачем предоставлять слово защите? Сделано дело грубое, жестокое, возмутительное; виновный не оправдывается, ваш взгляд готов. Не проще ли теперь же отпу­стить вас в совещательную комнату? Но я полагаю, что суд по­ручил мне защиту подсудимого не для того, чтобы я оставался безмолвным; да и сама защита, мне думается, учреждена не на­прасно. От имени общества, от имени всех прокурор возбуждает преследование, он предъявляет свое обвинение подсудимому. Здесь его устами говорят все, кроме одного. Не забудьте: все — против одного... в суде! Какой же бы это был суд, если бы за это­го одного не поднимался ничей голос, если бы у этого одного не было бы никакого орудия для борьбы со всеми?! Это орудие— дарованная законом защита. Наша роль трудная, но необходи­мая. Общественное возмездие, прежде чем покарать, должно одуматься; оно обязано взвесить свой тяжелый шаг и выслушать против себя все возможные возражения, какие только может со­здать человеческая мысль. Если после таких возражений оно ни­чуть не поколеблется, ни от одного своего вывода не откажется, ни в одном своем чувстве не смягчится — то, что бы мы ни дума­ли о решении, мы назовем его обдуманным, взвешенным.

Такое подробное вступление не случайно. Оно подготавлива­ет судей к восприятию основного содержания. Уже во вступле­нии оратор старается дать меткие и точные характеристики под­защитному, выделить положительные, симпатичные черты, что­бы потом воспользоваться этим для защиты; вот как адвокат характеризует Павла Зайцева:

Вы, вероятно, ожидали встретить холодного, резкого, наглого, ужасного человека с зверским выражением лица: этот бледный, грустный, робкий — даже добродушный мальчик, смиренно ожидающий своей участи, совсем я не годится в герои прочитанного сегодня обвинительного акта.

Этот мотив “грустного, робкого”, несчастного проходит через всю речь. Таким образом возникает тема “несчастный”.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ (СОДЕРЖАНИЕ)

Вступление помогает перейти к главной части, в ко­торой излагается основной материал. В главной части формули­руется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя. Если же слушатель заинте­ресованный, то основная мысль формулируется в конце речи. Та­кое расположение главной мысли объясняется психологическим законом памяти — “фактором края”, или “законом первого и по­следнего места”: лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий.

Основная мысль пронизывает все выступление, оно распада­ется на части, каждая из которых имеет свою идею. Как же из­лагается материал речи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: