Законы логики

Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Выступающий пользуется логическими формами изложения. Что это такое? Какие приемы и формы сущест­вуют?

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Как использо­вать эти приемы при подготовке к речи?

Анализ—это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. Например, если мы делаем доклад о героях художе­ственного произведения, то сначала выделим их характерные черты. Скажем, в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя помещик Манилов—сладкий мечтатель, в чертах лица которого есть “при­ятность”, в обхождении с людьми — “что-то заискивающее”; Ко­робочка — небогатая помещица, усадебный дворик которой “на­полнен птицами и всякой домашней тварью”... И т. д. В произве­дении автор показывает отдельные черты героев.

На основе соединения этих отдельных черт и создается пол­ный образ. Синтез—это мысленное соединение в целое ча­стей объекта, предмета или его признаков, полученных в процес­се анализа. Так, выделив по тексту “Мертвых душ” отдельные характерные черты героев, мы соединяем черты каждого героя и получаем типичный образ, т. е. после анализа происходит син­тез. И не случайно, например, синтезирующей концовкой заклю­чил Гоголь свое повествование о Плюшкине — о той “ничтожно­сти, мелочности, гадости”, до которых мог “снизойти человек”.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным (главным) и несуществен­ным признакам. Мы сопоставляем, сравниваем героев “Мертвых душ”, чтобы глубже показать их социальную сущность, напри­мер, Манилова и Собакевича и т. д.

Обобщение—это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Проанализировав образы и сце­ны в “Мертвых душах” и обобщив их, мы приходим к выводу, что перед нами вся Россия. Действительно, на страницах “Мерт­вых душ” возникает потрясающий своей достоверностью образ российской действительности, представленной не только поме­щиками и чиновниками, но также крепостными, трактирными слугами и другими второстепенными персонажами.

Следует помнить и законы логики. Вот некоторые из них. Закон тождества—логический закон, согласно ко­торому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. Если мы начали говорить, допустим, о звездах как небесных телах, то слово звезда должно, пока мы не оставим данную тему, употребляться именно в этом значении, а не в зна­чениях “елочное украшение”, “знак отличия на погонах” или “знаменитый артист”.

Закон непротиворечия—это логический закон, со­гласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Закон говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. высказываниях, одно из которых яв­ляется отрицанием другого. Никакое высказывание, таким обра­зом, не является одновременно истинным и ложным. Противоре­чат друг другу, например, такие высказывания: Кентавры суще­ствуют и Кентавры не существуют.

Отсюда легко понять и закон исключенного тре­тьего—истинно или само высказывание, или его отрицание. Или этот закон можно сформулировать так: из двух противоре­чащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Иногда объединяют закон исключенного третьего и закон противоречия и формулируют следующее положение: между противоречащими высказывания­ми нет ничего среднего, т. е. третьего высказывания (третьего не дано). Нельзя, например, одновременно привести две такие мыс­ли о предложении и обе считать истинными: Это предложение простое и Это предложение сложное. Только одно из этих утвер­ждений будет истинно, третье же — исключено.

Так же легко понять и запомнить закон достаточно­го основания: всякая истинная мысль должна быть доста­точно обоснованной. Вы должны обязательно обосновать свое утверждение, доказать, что вы правы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: