Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Выступающий пользуется логическими формами изложения. Что это такое? Какие приемы и формы существуют?
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Как использовать эти приемы при подготовке к речи?
Анализ—это мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. Например, если мы делаем доклад о героях художественного произведения, то сначала выделим их характерные черты. Скажем, в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя помещик Манилов—сладкий мечтатель, в чертах лица которого есть “приятность”, в обхождении с людьми — “что-то заискивающее”; Коробочка — небогатая помещица, усадебный дворик которой “наполнен птицами и всякой домашней тварью”... И т. д. В произведении автор показывает отдельные черты героев.
На основе соединения этих отдельных черт и создается полный образ. Синтез—это мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Так, выделив по тексту “Мертвых душ” отдельные характерные черты героев, мы соединяем черты каждого героя и получаем типичный образ, т. е. после анализа происходит синтез. И не случайно, например, синтезирующей концовкой заключил Гоголь свое повествование о Плюшкине — о той “ничтожности, мелочности, гадости”, до которых мог “снизойти человек”.
|
|
Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным (главным) и несущественным признакам. Мы сопоставляем, сравниваем героев “Мертвых душ”, чтобы глубже показать их социальную сущность, например, Манилова и Собакевича и т. д.
Обобщение—это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Проанализировав образы и сцены в “Мертвых душах” и обобщив их, мы приходим к выводу, что перед нами вся Россия. Действительно, на страницах “Мертвых душ” возникает потрясающий своей достоверностью образ российской действительности, представленной не только помещиками и чиновниками, но также крепостными, трактирными слугами и другими второстепенными персонажами.
Следует помнить и законы логики. Вот некоторые из них. Закон тождества—логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. Если мы начали говорить, допустим, о звездах как небесных телах, то слово звезда должно, пока мы не оставим данную тему, употребляться именно в этом значении, а не в значениях “елочное украшение”, “знак отличия на погонах” или “знаменитый артист”.
|
|
Закон непротиворечия—это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Закон говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Никакое высказывание, таким образом, не является одновременно истинным и ложным. Противоречат друг другу, например, такие высказывания: Кентавры существуют и Кентавры не существуют.
Отсюда легко понять и закон исключенного третьего—истинно или само высказывание, или его отрицание. Или этот закон можно сформулировать так: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Иногда объединяют закон исключенного третьего и закон противоречия и формулируют следующее положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. третьего высказывания (третьего не дано). Нельзя, например, одновременно привести две такие мысли о предложении и обе считать истинными: Это предложение простое и Это предложение сложное. Только одно из этих утверждений будет истинно, третье же — исключено.
Так же легко понять и запомнить закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. Вы должны обязательно обосновать свое утверждение, доказать, что вы правы.