Э.Э.Сыманюк
Организационное поведение
Учебное пособие
Екатеринбург
Сыманюк Э.Э. Организационное поведение: Учебное пособие / Урал. Гос. Пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. –
В учебном пособии рассматриваются особенности поведения людей и малых групп в организации, способы управления конфликтами и организационными изменениями. Особенностью данного пособия является определение деструктивных форм профессионального поведения сотрудников в организации и выявление путей их профилактики.
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями образовательного стандарта к учебной дисциплине «Организационное поведение».
Учебное пособие предназначено для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», и может быть использовано при изучении дисциплин «Организационное поведение», «Управление конфликтами».
Рецензенты:
Член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой социальной и прикладной психологии РГППУ Э.Ф.Зеер
|
|
Доцент кафедры теории и практики управления в образовании УрГПУ,
кандидат педагогических наук С.Л.Фоменко
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….
Глава 1. Методологические основы организационного поведения………………….
Глава 2. Поведение личности в организации………………………………………..
Глава 3. Коммуникация в организации……………………………………………….
Глава 4.Мотивация организационного поведения………………………………….
Глава 5. Групповая динамика в организации……………………………………….
Глава 6. Управление конфликтами в организации…………………………………
Глава 7. Сопротивление организационным изменениям в организации………….
Глава 8. Организация как большая социальная группа…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Глоссарий………………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………………
Введение
Мы живем и действуем в мире организаций. Умение профессионально руководить организацией, эффективно строить свои взаимоотношения с подчиненными, начальниками, другими сотрудниками организации или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний и практических навыков. При этом необходимо учитывать, что каждая организация в чем-то индивидуальна, имеет свою специфику, традиции, права и обязанности, биографию, менталитет, культуру и т.д. Свои особенности есть и у каждого человека, работающего в организации. В то же время есть и много общего в мире организаций, так же как есть и общие черты в психологии, в поведении у сотрудников одной организации.
|
|
Каждый из нас в настоящем, прошлом или будущем – часть той или иной организации, мы проводим, проживаем в ней значительную часть времени. Наши настроение и самочувствие, достижения и разочарования во многом связаны с организациями, в которых мы работаем, учимся, находимся.
В настоящее время потребность в изучении и учете проблем, связанных с индивидуальными и групповыми особенностями поведения сотрудников в организации, ощущается большинством современных руководителей, менеджеров. Отмечается значительный рост интереса к психологическим аспектам взаимоотношений, трудовой деятельности, поддержания психического здоровья в условиях организации, коллектива, современной жизни. Значение работы с людьми возрастает в деятельности специалистов любого профиля.
Таким образом, существует объективная необходимость изучения широкого круга проблем организационного поведения как действующих, так и потенциальных руководителей, специалистов, сотрудников организаций. Эти знания предлагаются к изучению в рамках учебной дисциплины «Организационное поведение». Согласно ГОСТу общего и профессионального образования «Организационное поведение» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки менеджеров образования.
Организационное поведение – это междисциплинарная отрасль знаний, изучающих закономерности взаимодействия и активности сотрудников, рабочих групп, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями сотрудников и организации в целом.
Объектом изучения организационного поведения является организация, предметом – активность сотрудников и организации в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми (психологическими, социально- психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями. При этом необходимо учитывать, что данные особенности во многом обусловлены вхождением человека в организацию, взаимодействием в ней с другими сотрудниками и оказывают существенное и многообразное влияние на развитие и функционирование организации, эффективность деятельности и психологическое состояние персонала.
В пособии уделяется внимание таким вопросам, как психологическая структура и личностные качества сотрудников, отношение к труду, мотивация, организационные ценности, социально-психологические особенности и закономерности групп, межличностное, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, конфликты в организации и способы их разрешения. Также рассматриваются проблемы лидерства и власти, организационная культура, управление поведением организации в ситуации изменений. Особенностью содержания пособия является включение в него раздела, посвященного поведению сотрудника в ситуации профессионально обусловленного кризиса, а также рассматриваются стратегии преодоления деструктивного поведения в организации.
Научно-методической основой для изучения проблем организационного поведения являются: философия (определяющая основные законы и принципы природы, общества и познания), психология (изучающая закономерности функционирования психики, поведения и деятельности человека), социальная психология (изучающая психологические явления, обусловленные взаимодействием и влиянием людей друг на друга), социология (предметом которой являются социальные системы, структуры и роли), экономика.
«Организационное поведение» как отрасль знаний тесно взаимодействует с дисциплинами, изучающими проблемы управления в организации: менеджмент, теория организации, управление персоналом.
|
|
Как учебная дисциплина предмет «Организационное поведение» появился в программах подготовки менеджеров относительно недавно. Вначале это рассматривалось как дань современной тенденции в профессиональной подготовке специалистов в области управления и экономики. Однако постепенно организационно-поведенческие знания стали приживаться в практике российского менеджмента, доказывая свою эффективность, завоевывая прочное место среди знаний, характеризующих современного руководителя.
Целью данного пособия является формирование психологической основы эффективной деятельности менеджеров, персонала и в целом организации.
Исходя из этого задачами являются:
- изучение психологических и управленческих знаний применительно к работе с персоналом в организации;
- раскрытие закономерностей и особенностей поведения, общения, взаимодействия и деятельности сотрудников в организации;
- определение возможностей управления поведением организации;
- рассмотрение методов исследования и диагностики организационного поведения;
- формирование навыков и умений применения закономерностей организационного поведения в практической деятельности менеджеров, в целом сотрудников в организации;
- развитие способностей к поддержанию (формированию) психологического здоровья и оптимального морально-психологического состояния как у отдельных сотрудников, так и в организации в целом;
- личностное и профессиональное развитие будующих и действующих менеджеров, людей, работающих в организации.