Тема 3. Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:понятие делового общения, компоненты делового общения, понятие группы, виды групп, состав групп, структура, понятие "малая социальная группа", факторы развития группы, стадии и уровни развития группы, процессы дифференциации и интеграции, коллектив, его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности.

Стили руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Стили руководства (К. Левин), концепция Д. Макгрегора, системы Р. Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные подходы (модель Фидлера, "путь-цель" Митчела и Хауса).

Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными. Индивидуальный стиль руководства. Решение практических задач делового общения в группе.

При изучении темы уточнить, что в психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом: С1<С2. На основе анализа понятия «деловое общения» вывести со студентами ее модель.

Проанализировать особенности делового общения. Отметить, что взаимоотношения подчиненных с руководителями, психологический климат коллектива, результат работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Рассмотреть и проанализировать стили руководства с точки зрения эффективности его использования. При изучении темы рекомендуется дать описание стиля руководства и в процессе осуждения в минигруппах вывести конструктивные и деструктивные особенности воздействия каждого стиля на коллектив.

Проанализировать стили руководства с точки зрения типов руководителя и уровня развития коллектива.

При изучении темы проанализировать формы контакта и влияния на группу и коллектив. Стадии развития коллектива. Методы психологического воздействия на коллектив.

Литература по теме:

1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.

5. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003.

6. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004.

7. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред..М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004.

9. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

10. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

11. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002.

Тема 4. Психология эффективного переговорного процесса

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: понятие о переговорном процессе, шкала социальной дистанции, семь оснований переговорного процесса, модели поведения в переговорах, методы достижения согласия в процессе переговоров, конструктивные модели ведения переговоров, стили взаимодействия в переговорах, техника ведения переговоров, типы «трудных» людей на переговорах, ситуации, угрожающие успешным переговорам и психологически грамотное поведение ведущего.

При рассмотрении темы подчеркнуть, что переговоры характерны для демократической системы взаимодействия. В демократически развивающейся системе, где отчетливо осознается взаимосвязь того, что определяется понятием «мир», развивается культура переговорного процесса. Выйти на понятие «переговорный процесс». Выделить субъектов переговоров.

Подвести в процессе беседы студентов к выводу, что выбор метода переговоров зависит от того, что необходимо достигнуть в процессе переговоров, какие критерии переговоров выдвинуты. Проанализировать типичные модели поведения на переговорах. Анализ рекомендуется проводить в форме упражнения, где распределяются роли и способы действия в соответствии с моделью и разыгрываются.

При изучении темы подчеркнуть, что пониманию психологической природы любого переговорного процесса, способствует учету уровней, на которых он протекает.

Подчеркнуть, что эффективная технология ведения переговоров называется методом принципиальных переговоров, которая сводится к четырем положениям. Это положения рекомендуется разработать в процессе дискуссии.

Проанализировать стадии переговорного процесса. На практических занятиях рекомендуется отработать модели ведения переговоров и проанализировать их эффективность.

Литература по теме:

1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

3. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996

4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004.

5. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г.

6. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.

7. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001.

8. ПанасюкЮ.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.

9. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001,

10. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001.

11. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: