При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:понятие делового общения, компоненты делового общения, понятие группы, виды групп, состав групп, структура, понятие "малая социальная группа", факторы развития группы, стадии и уровни развития группы, процессы дифференциации и интеграции, коллектив, его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности.
Стили руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Стили руководства (К. Левин), концепция Д. Макгрегора, системы Р. Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные подходы (модель Фидлера, "путь-цель" Митчела и Хауса).
Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными. Индивидуальный стиль руководства. Решение практических задач делового общения в группе.
При изучении темы уточнить, что в психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом: С1<С2. На основе анализа понятия «деловое общения» вывести со студентами ее модель.
|
|
Проанализировать особенности делового общения. Отметить, что взаимоотношения подчиненных с руководителями, психологический климат коллектива, результат работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Рассмотреть и проанализировать стили руководства с точки зрения эффективности его использования. При изучении темы рекомендуется дать описание стиля руководства и в процессе осуждения в минигруппах вывести конструктивные и деструктивные особенности воздействия каждого стиля на коллектив.
Проанализировать стили руководства с точки зрения типов руководителя и уровня развития коллектива.
При изучении темы проанализировать формы контакта и влияния на группу и коллектив. Стадии развития коллектива. Методы психологического воздействия на коллектив.
Литература по теме:
1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.
2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М., 2005.
3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.
4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.
5. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия/ Прикладные проблемы социальной психологии - М., 2003.
6. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского. - М., 2004.
7. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002.
|
|
8. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред..М.Андреевой, Я.Яноушека.- М., 2004.
9. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982.
10. Роберт М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
11. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М., 2002.
Тема 4. Психология эффективного переговорного процесса
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: понятие о переговорном процессе, шкала социальной дистанции, семь оснований переговорного процесса, модели поведения в переговорах, методы достижения согласия в процессе переговоров, конструктивные модели ведения переговоров, стили взаимодействия в переговорах, техника ведения переговоров, типы «трудных» людей на переговорах, ситуации, угрожающие успешным переговорам и психологически грамотное поведение ведущего.
При рассмотрении темы подчеркнуть, что переговоры характерны для демократической системы взаимодействия. В демократически развивающейся системе, где отчетливо осознается взаимосвязь того, что определяется понятием «мир», развивается культура переговорного процесса. Выйти на понятие «переговорный процесс». Выделить субъектов переговоров.
Подвести в процессе беседы студентов к выводу, что выбор метода переговоров зависит от того, что необходимо достигнуть в процессе переговоров, какие критерии переговоров выдвинуты. Проанализировать типичные модели поведения на переговорах. Анализ рекомендуется проводить в форме упражнения, где распределяются роли и способы действия в соответствии с моделью и разыгрываются.
При изучении темы подчеркнуть, что пониманию психологической природы любого переговорного процесса, способствует учету уровней, на которых он протекает.
Подчеркнуть, что эффективная технология ведения переговоров называется методом принципиальных переговоров, которая сводится к четырем положениям. Это положения рекомендуется разработать в процессе дискуссии.
Проанализировать стадии переговорного процесса. На практических занятиях рекомендуется отработать модели ведения переговоров и проанализировать их эффективность.
Литература по теме:
1. Барлас Т.В. Популярная психология: от контактов к общению. Москва, Академия, 1997г.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.
3. Вечер Л. Секреты делового общения, Минск, 1996
4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.- М., 2004.
5. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г.
6. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.
7. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 2001.
8. ПанасюкЮ.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.
9. Потеряхин А.Л. Как заинтересовать делового партнера,- С-Пб, 2001,
10. Рогозин Ю.П. Секреты общения.- М., 2001.
11. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.