Практикум по
Организационной психологии
Рекомендовано
Дальневосточным региональным
учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)
в качестве учебного пособия
для студентов специальности
030301 «Психология» вузов региона
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
УДК 159.9: 316.35 (075.8)
ББК Ю 954 я 73
С 544
Рецензенты:
Кафедра «Социология, политология и социальная работа»
Тихоокеанского государственного университета
(заведующий кафедрой доктор политологических наук,
профессор И.Ф. Ярулин)
Кандидат психологических наук, директор Дальневосточного центра
социально-психологических и сравнительных исследований
С.А. Чернышев
Соболева, Т. Н.
С 544 Практикум по организационной психологии: учеб. пособие / Т. Н. Соболева. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 84 с.
Учебное пособие соответствует дисциплине «Организационная психология» по государственному образовательному стандарту направления бакалаврской подготовки 030300 «Психология» и специальности 030301 «Психология» подготовки дипломированных специалистов.
|
|
Изложены процедуры сбора и анализа данных. Описаны методы оценки и анализа организации, ее элементов и структур, деловой среды, организационного поведения, организационного развития.
Предназначено для студентов третьего курса всех форм обучения, слушателей института переподготовки и повышения квалификации по психологии, а также для консультантов-психологов в области организационной психологии, психологии труда.
УДК 159.9: 316.35 (075.8)
ББК Ю 954 я 73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4
Занятие 1. Миссия и корпоративная культура организации....................... 6
Занятие 2. Типы организаций......................................................................... 15
Занятие 3. Анализ деловой среды организации......................................... 31
Занятие 4. Характеристики организационного поведения....................... 40
Занятие 5. Организационное развитие.
Теории и методы организационного развития......................... 54
Занятие 6. Организационный тренинг и консалтинг.................................. 67
заключение.................................................................................................... 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................. 84
введенИЕ
Современная практическая психология предъявляет высокие требования к специалисту-психологу в плане владения методами сбора информации, процедурами анализа и оценки. В связи с этим настоящий практикум можно рассматривать как самостоятельное учебное пособие, основная цель которого – обучение студентов методам организационной психологии.
|
|
Особенностью настоящего практикума является то, что каждое занятие содержит определенный объем теоретического материала и комплекс методов исследования организации, ее основных элементов и структур, деловой среды организации, организационного поведения, организационного развития – стандартные бланковые процедуры, методики-задачи, экспертные оценки, психологические техники. Это позволяет развивать рефлексию, строить гипотезы и адекватно интерпретировать полученные результаты.
Практикум содержит 6 занятий.
Тема «Основные характеристики организации» раскрывается на двух занятиях, цель которых – освоение методов практического анализа организации. На первом занятии, овладевая техникой «SOFT-анализ», студенты обучаются навыкам разработки миссии организации, в частности социально-гуманитарного института ДВГУПС. Кроме того, приобретают навыки анализа корпоративной культуры организации. На втором занятии, знакомясь с критериями оценки параметров организации, характеристиками механического и органического типа организационных систем, типами организационных структур, студенты научаются практическому анализу организационной структуры ДВГУПС. Техника «СВУС» позволяет студентам овладеть навыками сравнительного анализа традиционных и научающихся организационных систем.
На занятии «Деловая среда организации» студенты овладевают критериями анализа деловой среды, такими как сложность, динамичность, неопределенность. Методом «мозгового штурма» студенты обучаются разработке индивидуальных и общих планов взаимодействия ДВГУПС с одним из элементов деловой среды – потребителями. Полученный практический результат они могут рекомендовать директору Социально-гуманитарного института.
В процессе занятия «Характеристики организационного поведения» студенты овладевают критериями анализа организационного поведения, в частности анализа удовлетворенности трудом и преданности организации. Знакомство с техникой «Mind-Mapping» позволяет научиться адекватно проводить анализ преданности сотрудников организации.
На занятии «Организационное развитие. Теории и методы организационного развития» студенты приобретают опыт в использовании методик организационного развития для выявление сильных и слабых сторон организации и разработки плана дальнейших действий. В процессе выполнения практического упражнения студенты научаются рефлексировать собственный стиль деятельности, актуализировать креативность и готовность к изменениям в студенческой группе.
На занятии «Организационный тренинг и консалтинг» дается представление о специфике организационного консультирования и тренинга. Обучаясь процедуре планирования и организации тренинга «Командообразование», студенты приобретают навыки проведения тренинга.