Изучение работ по проблемам внешней профессиональной школы, позволило нам схематично представить структурные компоненты профессионального педагогического образования
Данная схема позволяет проиллюстрировать не только структурные компоненты высшего профессионального педагогического образования, но и направленность, этапность процесса проектирования учебно-методического обеспечения (двойная пунктирная линия), а также проиллюстрировать место и составные компоненты учебно-методического комплекса (двойная сплошная линия).
Рассмотрение приведенной модели во всех взаимосвязях составляющих ее компонентов, опора на результаты исследований в области теории и методики профессионального образования, позволили уточнить исходное понимание условий, определяющих новое качество профессионального образования.
Анализ компонентного состава учебно-методического обеспечения, обусловил необходимость поиска интегративной основы, структурирующей учебно-методический комплекс как определенную целостность.
|
|
В качестве такой основы может быть выделена логика становления студента, как субъекта своей профессиональной деятельности.
Каждая компонента содержания образования, определяющая движение студента (личностная, образовательная, профессиональная), структурируется по единому признаку, определяя когнитивный (знает), деятельностный (умеет) и профессиональный (готов) содержательные элементы. Данные элементы развиваются в двух направлениях движения: -целевом (целеполагающем), проективном (проектировочном) и могут быть условно схематизированы.
Профессиональная компонента | |||||
Образовательвая компонента | _ | ||||
Личностная компонента | |||||
Цель | Проект | Движение | |||
Знает | |||||
Умеет | |||||
Готов |
Таким образом, общие требования в образовательной компоненте можно выразить следующим образом:
Структура требований, предъявляемых к образовательной компоненте содержания педагогического образования.
ЦЕЛЬ | ПРОЕКТ | Развитие изменения учебно - проф. деятельности | |
ЗНАЕТ | знает цели образования человека (ц. обучения. ц. развития); цели системы образования; ц. образовательных технологий; цели самообразования человека: - обучение - воспитание - развитие личности | знает о проектирования образовательного процесса на уровне: - системы - технологии - дисциплины - методики - средства - приема - формы | знает о развитии человека, как результате образовательного процесса: - в образ, системе - в образ, технологии - в образ, дисциплине |
УМЕЕТ | умеет конструировать образовательные цели (анализировать, находить) - для обр. технологий - для обр. дисциплин - для обр. методик, средств, форм, приемов - для конкретных субъектов, образования | умеет проектировать моделировать образовательные процессы на уровне: - форм - приемов - средств - методик -дисциплин | умеет оказывать образовательные воздействия (обучения. воспитания, развития), изменяющие другого человека на уровне: - группы детей - несколько групп - групп взрослых людей |
ГОТОВ | готов конструировать (анализировать, находить) цели образования - для конкретных субъектов образованиия - для обр. методик, средств, форм, приемов - для обр. дисциплин | готов к реализации образовательных процессов на уровне - форм - приемов - средств - методик | готов к совершенствованию, развитию, изменению образовательных процессов - для образовательных методик, средств, форм, приемов - для образовательных дисциплин |
По такой же схеме можно расписать требования в личностной компоненте:
|
|
Знает:
· о человеке как "продукте" культуры и субъекте жизнедеятельности, ставящем цели и осуществляющем проект собственной жизни.
Умеет:
· анализировать проблемы другого человека, находить оптимальные пути их решения и содействовать их развитию;
· регулировать и проектировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания.
Готов:
· к проектированную личностного развитие другого человека с учетом социокультурной ситуации и его индивидуально-психологических особенностей;
· к осуществлению проекта собственной жизни, саморазвитию и реализации принятых ценностей.
Требования к профессиональной компоненте:
Знает:
· содержание всех методических систем обучения учебному предмету (цели, содержание, дидактические принципы, формы, методы, средства) и категориально-понятийный аппарат методики преподавания конкретному учебному предмету;
· основные принципы проектирования различных методик и технологий обучения конкретному учебному предмету в соответствии с поставленными учебно-воспитательными целями;
· перспективные направления совершенствования методической системы обучения (уровневая и профильная дифференциация, идеи деятелъностного подхода, идеи развивающего обучения, реализация прикладной и практической направленности и т.д.);
Умеет:
· строить различные методические модели изучения компонентов содержания учебного материала конкретного школьного курса на основе логико-дидактического анализа учебного материала, выделения ведущих содержательно-методических линий учебного курса и определения наиболее оптимальной иерархии целей обучения;
· анализировать организацию образовательного процесса с учетом целей его проведения и специфики учебного материала;
· использовать методы изучения и обобщения передового опыта учителей-предметников и создавать условия для его распространения.
Готов:
· планировать методическую работу на основе понятийно - операционного и мотивационно-личностного компонентов профессиональной деятельности;
· совершенствовать свое методическое мастерство и вносить позитивные изменения в образовательный процесс;
· проектировать результаты учебно-воспитательного процесса в зависимости от используемых технологий обучения и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся по достижению этих результатов
Учитывая результаты психолого-педагогических исследований категории деятельности, субъектную позицию студента в образовательной и профессиональной деятельности можно определить как систему отношений, для которой характерны устойчивое отношение к человеку как самоценности, проявляющееся в диалогичности; ориентацию на непрерывное самообразование и построение своей социальной биографии как способа личностного и профессионального развития.
|
|
Таким образом, учебно-методическое обеспечение, определяющее качество профессионального образования определяется логикой субъектного становления студента.
Как было указано выше, фундаментом профессиональной подготовки учителя являются знания и поэтому центральным компонентом в учебно-методическом обеспечении является учебно-методический комплекс.