Модель УМО

Изучение работ по проблемам внешней профес­сиональной школы, позволило нам схематично представить структур­ные компоненты профессионального педагогического образования

Данная схема позволяет проиллюстрировать не только струк­турные компоненты высшего профессионального педагогического об­разования, но и направленность, этапность процесса проектирования учебно-методического обеспечения (двойная пунктирная линия), а также проиллюстрировать место и составные компоненты учебно-методического комплекса (двойная сплошная линия).



Рассмотрение приведенной модели во всех взаимосвязях составляющих ее компонентов, опора на результаты исследований в области теории и методики профессионального образования, позволили уточ­нить исходное понимание условий, определяющих новое качество профессионального образования.

Анализ компонентного состава учебно-методического обеспече­ния, обусловил необходимость поиска интегративной основы, структурирующей учебно-методический ком­плекс как определенную целостность.

В качестве такой основы может быть выделена логика становле­ния студента, как субъекта своей профессиональной деятельности.

Каждая компонента содержания образования, определяющая движение студента (личностная, образовательная, профессиональная), структурируется по единому признаку, определяя когнитивный (знает), деятельностный (умеет) и профессиональный (готов) содержательные элементы. Данные элементы развиваются в двух направлениях движе­ния: -целевом (целеполагающем), проективном (проектировочном) и могут быть условно схематизированы.

    Профессиональная компонента
  Образовательвая компонента _
Личностная компонента    
  Цель Проект Движение    
Знает          
Умеет          
Готов          

Таким образом, общие требования в образовательной компоненте можно выразить следующим образом:

Структура требований, предъявляемых к образовательной компоненте содержания педагогического образования.

  ЦЕЛЬ ПРОЕКТ Развитие изменения учебно - проф. деятельности
ЗНАЕТ знает цели образования человека (ц. обучения. ц. развития); цели системы образования; ц. образовательных технологий; цели самообразования человека: - обучение - воспитание - развитие личности знает о проектирования образовательного процесса на уровне: - системы - технологии - дисциплины - методики - средства - приема - формы знает о развитии человека, как результате образовательного процесса: - в образ, системе - в образ, технологии - в образ, дисциплине
УМЕЕТ умеет конструировать образовательные цели (анализировать, находить) - для обр. технологий - для обр. дисциплин - для обр. методик, средств, форм, приемов - для конкретных субъектов, образования умеет проектировать моделировать образовательные процессы на уровне: - форм - приемов - средств - методик -дисциплин умеет оказывать образовательные воздействия (обучения. воспитания, развития), изменяющие другого человека на уровне: - группы детей - несколько групп - групп взрослых людей
ГОТОВ готов конструировать (анализировать, находить) цели образования - для конкретных субъектов образованиия - для обр. методик, средств, форм, приемов - для обр. дисциплин готов к реализации образовательных процессов на уровне - форм - приемов - средств - методик готов к совершенствованию, развитию, изменению образовательных процессов - для образовательных методик, средств, форм, приемов - для образовательных дисциплин

По такой же схеме можно расписать требования в личностной компоненте:

Знает:

· о человеке как "продукте" культуры и субъекте жизне­деятельности, ставящем цели и осуществляющем проект собственной жизни.

Умеет:

· анализировать проблемы другого человека, находить оптимальные пути их решения и содействовать их развитию;

· регулировать и проектировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания.

Готов:

· к проектированную личностного развитие другого чело­века с учетом социокультурной ситуации и его индивидуально-психологических особенностей;

· к осуществлению проекта собственной жизни, саморазвитию и реализации принятых ценностей.

Требования к профессиональной компоненте:

Знает:

· содержание всех методических систем обучения учеб­ному предмету (цели, содержание, дидактические принципы, формы, методы, средства) и категориально-понятийный аппарат методики пре­подавания конкретному учебному предмету;

· основные принципы проектирования различных методик и технологий обучения конкретному учебному предмету в соответствии с поставленными учебно-воспитательными целями;

· перспективные направления совершенствования методической системы обучения (уровневая и профильная дифференциация, идеи деятелъностного подхода, идеи развивающего обучения, реализация прикладной и практической направленности и т.д.);

Умеет:

· строить различные методические модели изучения компонентов содержания учебного материала конкретного школьного курса на основе логико-дидактического анализа учебного материала, выделения ведущих содержательно-методических линий учебного кур­са и определения наиболее оптимальной иерархии целей обучения;

· анализировать организацию образовательного процесса с учетом целей его проведения и специфики учебного материала;

· использовать методы изучения и обобщения передового опыта учителей-предметников и создавать условия для его распространения.

Готов:

· планировать методическую работу на основе понятийно - операционного и мотивационно-личностного компонентов профес­сиональной деятельности;

· совершенствовать свое методическое мастерство и вносить позитивные изменения в образовательный процесс;

· проектировать результаты учебно-воспитательного процесса в зависимости от используемых технологий обучения и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся по достижению этих результа­тов

Учитывая результаты психолого-педагогических исследований категории деятельности, субъектную позицию студента в образова­тельной и профессиональной деятельности можно определить как сис­тему отношений, для которой характерны устойчивое отношение к человеку как самоценности, проявляющееся в диалогичности; ориентацию на непрерывное самообразование и построение своей социальной биографии как способа личностного и профессионального развития.

Таким образом, учебно-методическое обеспечение, определяющее качество профессионального образования определяется логикой субъектного становления студента.

Как было указано выше, фундаментом профессиональной подготовки учителя являются знания и поэтому центральным компонентом в учебно-методическом обеспечении является учебно-методический комплекс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: