Дидактические средства обучения

В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъем­лемым компонентом технологии обучения, т.е. заботится об информационно-предметном обеспечении изучения дисциплины. Под словосочетанием "информационно-предметное обеспечение " следует понимать, во-первых, средства, которые содержат в себе и способст­вуют передаче студентам научной информации, определенной целями обучения (печатные источники, радио, теле- и аудиовизуаль­ные носители, природные источники, и т.п.); во-вторых, все материальные (вещественные) средства, которые используются в учебных целях и которые способны непосредственно или опосре­дованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторно-демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, машины и отдельные механизмы и т.д.). Вторую половину рассматриваемого словосочетания ("предметное") еще называют учебными техническими средствами.

Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в 60-е годы (в Киевском инже­нерно-строительном институте), логической классификации средств обучения и до настоящего времени нет. Поэтому предлагается классификация, включающая следующие шесть категорий.

1) учебники и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства — оригинальные предметы,
модели, картины, диаграммы, графики, карты;

3) механические визуальные средства — диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства — проигрыватели, магнитофоны, радио­приемники;

5) аудиовизуальные средства — телевизоры, кино- и видео­камеры, видеомагнитофоны;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения — тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поко­ления — мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.

Приведенные в классификации средства позволяют замещать действия преподавателя и облегчать познавательную деятельность студентов. Если в учебниках печатное слово только заменяет живую речь преподавателя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют донести до студента такую информа­цию, которую живая речь предоставить не в состоянии. Нетрудно представить, как эти средства облегчают и обогащают дидактичес­кий процесс и обеспечивают его эффективность. Еще большие возможности предоставляют средства пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать не только все вербальные действия препода­вателя, но и все разнообразие звуков, цвета, форм и т.д. натураль­ных объектов.

Уместно в связи с этим еще раз подчеркнуть, что эффективность технологий обучения зависит не только от профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя, принятых форм и методов, но и, конечно же, от средств обучения. А при дистанционной (заочной) форме обучения и экстернате последние занимают в обучении главную роль.

Проектирование, создание и внедрение дидактических средств реализуется с учетом общих законов дидактики, уровня подготовки студентов к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.


Средства обучения Учебное оборудование
Учебные книги Наглядные пособия Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения Программно-методическое к обеспечение компьютерной технологии Специальное оборудование Дидактические материалы Технические средства обучения Лабораторное оборудование Учебная мебель и приспособления
Учебники Учебные пособия Хрестома­тии Сборники задач и заданий Словари Справочники Сборники нормативных документов Таблицы Плакаты Муляжи Модели Натуральные объекты Кинофильмы. Видеофильмы Диафильмы Пленки с накладны­ми проекциями Видеозаписи Автоматизированные обучающие курсы Учебные задания для решения расчетно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных и оптимизаци­онных задач Профессио нальные прикладные программы Тесты Тренажеры Лингафонное оборудование Специально разработан­ные устройства для ими тирования профессиональной деятельности (в том числе на основе ЭВМ) и др. Обучаю­щие про­граммы Сценарии дидактических игр Производственные ситуации для анализа Ситуационные. Задачи Индивидуальные проверочные опросники и т.п. Аудиовизуальные (кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и т.п.) Компьютеры (ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные системы) Приборы Аппараты Устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.) Химическая посуда Учебные столы Классные доски Оборудование для затемнения. Плакатницы. Держатели для наглядных пособий Демонстрационные подставки и др.
Специальная литература Методические указания ,методические указания     Контрольные задачи и задания          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: