В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. заботится об информационно-предметном обеспечении изучения дисциплины. Под словосочетанием "информационно-предметное обеспечение " следует понимать, во-первых, средства, которые содержат в себе и способствуют передаче студентам научной информации, определенной целями обучения (печатные источники, радио, теле- и аудиовизуальные носители, природные источники, и т.п.); во-вторых, все материальные (вещественные) средства, которые используются в учебных целях и которые способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторно-демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, машины и отдельные механизмы и т.д.). Вторую половину рассматриваемого словосочетания ("предметное") еще называют учебными техническими средствами.
Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в 60-е годы (в Киевском инженерно-строительном институте), логической классификации средств обучения и до настоящего времени нет. Поэтому предлагается классификация, включающая следующие шесть категорий.
|
|
1) учебники и другие печатные текстовые средства;
2) простые визуальные средства — оригинальные предметы,
модели, картины, диаграммы, графики, карты;
3) механические визуальные средства — диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;
4) аудиальные средства — проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
5) аудиовизуальные средства — телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;
6) средства, автоматизирующие процессы обучения — тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поколения — мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.
Приведенные в классификации средства позволяют замещать действия преподавателя и облегчать познавательную деятельность студентов. Если в учебниках печатное слово только заменяет живую речь преподавателя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют донести до студента такую информацию, которую живая речь предоставить не в состоянии. Нетрудно представить, как эти средства облегчают и обогащают дидактический процесс и обеспечивают его эффективность. Еще большие возможности предоставляют средства пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать не только все вербальные действия преподавателя, но и все разнообразие звуков, цвета, форм и т.д. натуральных объектов.
|
|
Уместно в связи с этим еще раз подчеркнуть, что эффективность технологий обучения зависит не только от профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя, принятых форм и методов, но и, конечно же, от средств обучения. А при дистанционной (заочной) форме обучения и экстернате последние занимают в обучении главную роль.
Проектирование, создание и внедрение дидактических средств реализуется с учетом общих законов дидактики, уровня подготовки студентов к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.
Средства обучения Учебное оборудование | ||||||||
Учебные книги | Наглядные пособия | Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения | Программно-методическое к обеспечение компьютерной технологии | Специальное оборудование | Дидактические материалы | Технические средства обучения | Лабораторное оборудование | Учебная мебель и приспособления |
Учебники Учебные пособия Хрестоматии Сборники задач и заданий Словари Справочники Сборники нормативных документов | Таблицы Плакаты Муляжи Модели Натуральные объекты | Кинофильмы. Видеофильмы Диафильмы Пленки с накладными проекциями Видеозаписи | Автоматизированные обучающие курсы Учебные задания для решения расчетно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных и оптимизационных задач Профессио нальные прикладные программы Тесты | Тренажеры Лингафонное оборудование Специально разработанные устройства для ими тирования профессиональной деятельности (в том числе на основе ЭВМ) и др. | Обучающие программы Сценарии дидактических игр Производственные ситуации для анализа Ситуационные. Задачи Индивидуальные проверочные опросники и т.п. | Аудиовизуальные (кинопроекторы, магнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и т.п.) Компьютеры (ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные системы) | Приборы Аппараты Устройства общего назначения, используемые для лабораторных работ (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.) Химическая посуда | Учебные столы Классные доски Оборудование для затемнения. Плакатницы. Держатели для наглядных пособий Демонстрационные подставки и др. |
Специальная литература Методические указания ,методические указания | Контрольные задачи и задания |