Учебно-методический комплекс - основной компонент УМО

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике, является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Разрабатывается с целью системно-методического обеспечения учебного процесса. УМК является комплексной информационной педагогической системой, отображающей определённым образом её элементы, задающей структуру педагогической системы. Перечень документов, входящих в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий (если таковые имеются) и карта обеспеченности студентов «учебной литературной дисциплине».

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК) - совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине. УМКД и УМКС являются внешним, материальным воплощением педагогической деятельности преподавателей, т.е. это определённая совокупность методических документов, по которым можно воспроизвести педагогическую систему. Особое значение приобретают такие документы УМК, как методические указания в УМКД по составлению заданий для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов с приложением их образцов. В УМКД центральным методическим документом является учебная программа.

Учебно-методическое пособие:

1) учебное издание, содержащие материалы по педагогике преподавания учебной дисциплины, её раздела, части или по методике воспитания;

2) вид учебника, специально предназначенного для обучающего, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистанционного обучения.

В современном демократическом обществе главная функция высшей школы как социального института состоит в том, чтобы созда­вать педагогические условия, открывающие для каждого человека свой путь движения к универсальному, развитию и предельной самореализа­ции.

Этот путь уникален и многоступенчат. На нем человеку неодно­кратно приходится попадать в ситуации трудного выбора, когда необ­ходимо объективное знание, с одной стороны, о собственных образовательных достижениях (о реальном уровне образованности), а с другой - о качестве образовательных услуг, которыми он может воспользовать­ся в том или ином образовательном учреждении.

В современном обществе, полном быстротеку­щими изменениями и трудноразрешимыми проблемами, человек может быть по-настоящему защищенным, если достигнутый уровень об­разованности обеспечивает ему способность к решению жизненно важ­ных проблем. Таким образом, подлинно человеческие условия жизни обеспечивает человеку только непрерывный процесс образования. длящийся практически всю жизнь (по терминологии ЮНЕСКО).

Этот путь может быть успешен, если будет способствовать последовательному развитию в человеке индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов современных демократических норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей. Этот путь будет плодотворен, если человек с помощью преемственных согласованных образовательных услуг различных образовательных учреждений усвоит основные социальные технологии, осознает себя частью природы и общества, овладеет глубинами национальной культуры, как части культуры общечеловеческой.

Государственные образовательные стандарты в системе высшего образования должны обновляться каждые 5 лет. Учебно-методическое обеспечение должно иметь структуру, содержащую инвариантную и вариативную часть, причем вариативная часть представляет ту часть УМО, которая и требует обновления, в то время как инвариантная часть, меняясь значительно реже (10-15 лет), представляет собой фун­даментальное педагогическое знание.

Для проектирования УМО необходимо рассмотреть те подходы, на которых строится обоснование стандарта, а также основные харак­теристики современного образования, тенденции его развития, которые определяют направления проектирования вариативной части УМО.

Образовательный стандарт выполняет функцию защиты от не­качественных образовательных услуг. Авторский коллектив под руководством. В С Леднева, разрабатывающий концепцию федерального образовательною стандарта, отмечает, что принципиальных схем представления стандарта не может быть более восьми.

Для разработки вузовского стандарта важно знать школьный. Рассмотрим его особенности.

В статье 43 Конституции России, излагающей содержание обра­зования и гарантии прав на его реализацию, говорится: "Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образова­тельные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". Идея нового для российской школы нормативного документа - Государственного образовательного стандарта - отражает новый тип взаимоотношений между обществом и государством, реали­зующий в наиболее полной мере права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия государства и общества в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках кото­рых только и возможен прогресс в области образования. Баланс взаимообязательств несет в себе и баланс требований. Образовательный стандарт - основа требований государства к образованности каждого ученика. В то же время ученик и его родители вправе, опираясь на нормы стандарта, требовать от школы и государства выполнения взя­тых обязательств.

Российский Государственный образовательный стандарт (ГОС) являет­ся основным нормативным документом, устанавливающим, в соответствии со статей 7 Закона РФ "Об образовании", "в обязательном по­рядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, тре­бования к уровню подготовки выпускников". В Законе закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер государ­ственного устройства России, - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта определяет те нор­мативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Благодаря соблюдению этих нормативов, человек застрахо­ван от независящих от него трудностей, связанных с переходом из од­ного образовательного учреждения в другое или при смене основных образовательных программ в рамках одного учреждения. Националь­но-региональный компонент по ступеням общего образования опреде­ляет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов.

Сле­дует подчеркнуть, что российский образовательный стандарт не накла­дывает ограничений на образовательные технологии, средства и ис­точники учебной деятельности, а также на формы и методы текущего педагогического контроля

Характерной традицией на протяжении истории отечественной школы выделяют стремление государства обеспечить единство требо­ваний к структуре и содержанию высшего образования, уровню подго­товки выпускников педвузов как основу единого образовательного про­странства на всей территории страны.

Основными нормативными документами, устанавливающими вышеназванные требования в высшей школе, являлись:

· перечень специальностей высшего образования;

· типовые учебные планы по всем специальностям высшего об­разования;

· типовые учебные программы для дисциплины типового учеб­ного плана по каждой специальности высшего образования.

В конце 80-х годов в высшей школе разрабатываются квалифи­кационные характеристики специалистов с высшим образованием как нормативные документы нового типа. Эти документы устанавливают интегрированные, деятелъностно - ориентированные требования к уров­ню подготовки выпускников вузов по конкретным специальностям высшего образования.

Понятие "государственный образовательный стандарт" впервые введено Законом РФ об образовании.

Предпосылками возникновения государственных образователь­ных стандартов явились, прежде всего, новые экономические и соци­ально-политические условия развития России в 90-х годах, проявляю­щиеся в следующем:

· расширение потребности в широкообразованных специалистах
с гуманистически ориентированным творческим мышлением, владеющих методологией продуктивной и профессиональной деятельности,
способных к генерации новых знаний и самообразованию;

· децентрализация и демократизация в сфере управления,

· кон­ституционное закрепление в этой связи правовой области федерального
и регионального ведения;

· реализация объективных требований активного функционирования ВПО Российской Федерации в рамках мировой образовательной системы.

Вышеназванные предпосылки позволяют нам определить роль и назначение ГОСов в системе высшего образования ГОС ВПО предназначен для обеспечения;

· качества высшего профессионального образования, соответствующего уровню задач образовательной системы России;

· целостности высшего образования, основывающейся на единстве многоплановых представлений об окружающем мире, гармоническом сочетании гуманитарной и естественнонаучной компонент научного знания;

· развития у выпускников творческого научного мышления,
стремления к самообразованию и самосовершенствованию:

· единства образовательного пространства Российской Федерации с учетом федеральных и региональных особенностей развития;

· объективной оценки деятельности образовательных учрежде­ний, реализующих образовательные программы высшего профессио­нального образования.

· признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Государственные образовательные стандарты являются системообразующим фактором всего образовательного процесса.

Сегодня констатируется тот факт, что выпускники вузов, обла­дая большим объемом знаний, зачастую не могут их актуально интер­претировать, с большими трудностями адаптируются к быстро меняю­щимся условиям в сфере их профессиональной деятельности. Они ока­зываются беспомощны там. где требуются самостоятельность и компе­тентность в принятии решений, умение организовать свою работу и деятельность других в обстановке большой неопределенности. Причи­ной этого является отсутствие фундаментальных знаний, позволяющих адаптироваться к новым условиям.

Разработка многоуровневой системы высшего педагогического образования и взгляды на нее изложены в исследованиях Г.А. Бордовского. Н.В. Бочкиной. А.П. Валицкой, В.И. Горовой. В.А Извозчикова. В.Е. Радионова, Т.Н. Тальниковой, А. Тряпицыной, Н.В. Чекалевой, В.С. Ямпольского и др.

В. Сенашенко, И. Комиссарова определяют, что данная концеп­ция способствует удовлетворению потребности личности в образова­нии; позволяет студенту в процессе обучения в соответствии с собст­венными интересами проектировать образовательные маршруты.

Целью многоуровневой системы является организация такого педагогического процесса, в котором возможна подготовка специали­стов-педагогов разного уровня образования и профессиональной ква­лификации на основе самоопределения личности, ее ценностных ори­ентации и жизненных смыслов.1

Основное, принципиальное отличие данной системы - это отли­чие направленности. В ранее существующих системах образовательная функция носила подчиненный характер по отношению к профессиональной. Многоуровневая система предусматривает приоритет образо­вания над профессиональной подготовкой. Это означает, что профес­сиональная подготовка эффективна только на базе фундаментального образования.

И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов обращают внимание на то, что образо­вание личности можно рассматривать сегодня, с одной стороны, как обретение образа, складывание, становление, развитие, рост самой личности как таковой, с другой, как общечеловеческую ценность.

В. Шадриков считает, что широкая и глубокая общепрофессиональная подготовка, наряду с фундаментальной позволит лучше раскрыться личности студента и найти себя на рынке труда

Итак, многоуровневая система отличается приоритетом образо­вательной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: