Контрольные вопросы
1. Поясните смысл инноваций в обучении праву. О каких инновациях вам известно?
2. С помощью дополнительной литературы выясните, что представляют собой интерактивные формы обучения. Расскажите о некоторых технологиях групповой работы на уроках права.
3. Определите значение игр в правовом обучении. Разработайте сценарий игры по определенной проблеме.
4. Дайте определение термина «инновация».
5. Выделите плюсы и минусы интерактивных методов обучения.
6. Перечислите формы активного образования.
7. Объясните, как вы понимаете выражение «прогрессивно только то, что эффективно»? Согласны ли вы с этим высказыванием?
8. Какие вы знаете типы инноваций в школьной системе обучения?
9. Что представляет собой инновационное правовое обучение?
10. Как характеризуется современная система педагогических технологий?
11. Расскажите и приведите пример любой из правовых учебных игр.
12. Перечислите правила проведения уроков в форме игры.
Литература
1. Певцова Е.А. Нововведения в педагогической теории и практике образовательных учреждений. — М., 1998.
2. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. - М.,
1994.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М. 1994, с. 9—10.
Список терминов
Правовое воспитание,инновационное правовое обучение,традиционными технологиями правового обучения, педагогические технологии,дидактическаяигра, инновация, иллюстрационная игра, сюжетно-ролевая игра, имитационная игра.
Практические задания
1. Понятие «инновация означает»:
1) всякое новшество и нововведение в систему обучения;
2) отказ от традиционной системы обучения;
3) всякое новшество и нововведение, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы обучения;
4) внедрение новых качеств, ухудшающих традиционную систему обучения.
2.Понятие «технология» в рамках процесса обучения означает:
1) научную дисциплину, изучающую способы переработки материала;
2) учебный предмет, содержащий теоретические аспекты данной дисциплины;
3) учебник, излагающий содержание данного предмета;
4) совокупность приёмов, методов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный образовательный процесс.
3. Верны ли следующие суждения о правилах обучаемых в малых группах при использовании такой технологии, как игра:
А. «Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы».
Б. «В процессе игры обсуждать необходимо и предложения, и тех людей, которые их высказывают. После завершения работы анализ игры является необязательным».
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о вопросах регулирования дискуссий:
А. «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова».
Б. «Учитель имеет право вмешаться в дискуссию, чтобы умерить ораторскийпыл одних и активизировать других».
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
5.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование ________(1)жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. К системе инноваций можно отнести введение ________(2)в систему правового обучения.
Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Методисты рекомендуют проводить такие игры в _________ (3) изучения темы. В процессе игры _______(4)менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание на то, что слов в списке больше,чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) начало;
б) активный;
в) середина;
г) медиация;
д) необходимо;
е) лекция;
ж) пассивный;
з) нельзя.
В данной таблице ниже указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:
Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика __________(1)используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Данный метод ещё называют методом _____ (2). Его_______(3) проводить более 10-15 мин. Проведение данной технологии обучения предполагает организованное и целенаправленное ________(4)возможных идей в результате творческого мышления группы людей.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание на то, что слов в списке больше,чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) кейз-стади;
б) необходимо;
в) генерирование;
г) мозговой штурм;
д) дельфи;
е) фасилитация;
ж) нельзя;
з) разграничение.
В данной таблице ниже указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 |
7.Инновационное правовое обучение-это
1) совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности;
2) совокупность нововведений, искореняющих традиционные действия учебной деятельности
3) совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые в силу своей новизны не позволяют достичь положительного результата правовой обученности.
8.Традициооное правовое обучение-это
1) совокупность общепринятых и устоявшихся педагогических технологий, которые препятствуют внедрению инновационных;
2) совокупность общепринятых и устоявшихся педагогических технологий существующих в правовом образовании на протяжении многих лет;
3) совокупность педагогических технологий, которые не подлежат изменению и улучшению.
5. Запишите слово, пропущенное в схеме
Типы инновации в школьной системе обучения права |
|
|
Ответ: ______________________________________
10.Запишите слово, пропущенное в схеме
Виды инноваций |
Ответ:_____________________________
11.Ниже приведён перечень обучающих технологий. Все они, за исключением одной, могут использоваться в процессе обучения праву
Дидактические игры и дидактические элементы;игра- шнуровка; семинар; треннинг; ситуационный анализ; мозговой штурм.
Найдите и укажите обучающую технологию, которая не может использоваться в процессе обучения праву
Ответ:____________________
12. Ниже приведён перечень элементов, входящих в технологию, используемую при организации споров, дискуссий на уроке. Все они относятся к так называемой, технологии «ПОПС ФОРМУЛЫ»(технологии профессора Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР)за исключением одной
П-позиция;
О-обоснование;
О-определение;
П-пример;
С-следствие.
Найдите и укажите элемент, не относящийся к данной технологии
Ответ:____________________
13. Установите соответствие между понятиями и их основными проявлениями
ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
а) одна сторона выслушивает другую 1) дебаты
с целью понимания, 2) диалог
нахождения значения и принятия соглашения;
б) укрепляют собственную точку зрения
участника;
в) вызывают критику противоположной стороны;
г) создает отношение открытости, и открытость
ошибок и готовность к изменениям;
д) две стороны и в форме сотрудничества
обсуждают проблему с целью победы.
14. Найдите в приведённом ниже списке методические принципы, лежащие в основе интерактивного обучения
1)обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличие неопределенности в информации;
2) проигрывание игровых ролей с учётом индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
3)оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей;
4)отсутствие непрерывного визуального контакта между собой;
5)активное использование технических учебных средств
15.В приведённом ниже списке нарушен алгоритм проведения «мозгового штурма». Восстановите правильный порядок действий
1) предложить высказать свои мысли;
2) спросить участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать;
3) записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений);
4) задать участникам тему или вопрос;
5) нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
11. Разработайте сценарий игры по определенной правовой проблеме.
12. Разработайте воспитательное мероприятие по праву