На основе проведенных исследований и накопленного практического опыта специалисты компания IBM в области удобства применения разработали перечень десяти наиболее общих проблем графических и объектно-ориентированных интерфейсов:
· двусмысленные меню и иконки;
· ориентация на один язык;
· ограничения по вводу и прямому манипулированию;
· ограничения по выделению и выбору;
· неясный порядок шагов;
· управление интерфейсом требует больше шагов, чем решение задач;
· сложные связи между и внутри приложений;
· неадекватная обратная связь и подтверждение;
· недостаточно рациональная и предупредительная система помощи;
· несовершенные сообщения об ошибках, справочные элементы, руководства и документация.
Рассмотренные принципы и концепции интерфейса наряду с результатами тестирования на удобство применения помогут разработать и построить оптимальные интерфейсы продукта.
Тэнди Трауэр (Tandy Trower) – директор отдела усовершенствованных пользовательских интерфейсов (Advanced User Interfaces) в компании Microsoft дает рекомендации, перечисленные в таблице 6.4.
Таблица 6.4 –«Семь смертных грехов» разработки интерфейса по Т. Трауэру
«Смертные грехи» в разработке интерфейсов | Объяснения |
Ведение разработки ради технологии, ане ради пользователя | Иногда уразработчиков возникает желание продемонстрировать возможности технологии. Интерфейс пользователя разрабатывается после того, как заложен технический фундамент программы |
«Классность» разработки | Броские графические решения не спасут слабый интерфейс |
Логическое мышление в противоположность визуальному | Разработка программного обеспечения требует логического мышления. Пользователи, работающие с программами, как правило, имеют менее структурированное мышление и не могут оценить связей между частями кода |
Ввод информации пользователем только верный или только ошибочный | Не думайте, что пользователи всегда будут правильно вводить информацию. Разрабатывайте интерфейс, «прощающий» их |
Продолжение таблицы 6.4
«Смертные грехи» в разработке интерфейсов | Объяснения |
Рассредоточение базовых элементов | Расширяйте возможности базовых элементов интерфейса, например стандартных диалоговых окон. Не ставьте под угрозу простые операции, чтобы включить редко используемые – делайте простые вещи простыми, а сложные вещи возможными |
Определения в документации | Как правило, пользователи обращаются к документации в последнюю очередь, когда они уже совершенно растеряны. Не пытайтесь разбирать дефекты пользовательского интерфейса в документации |
Определения в следующей версии | Нередко пользователи привыкают к «странностям» интерфейса и попадают к ним в зависимость. Человеку по его природе сложно отказаться от привычного выполнения операций, несмотря на преимущества новой версии |
Некоторые рекомендации по разработке интерфейса и компоновке окна, предлагаемых Уилкинсом (Wilchins):
· асимметрия – активное состояние, симметрия – состояние покоя;
· никогда не гоняйтесь за умеренностью;
· тщательно следите за последовательностью и согласованностью;
· помните, что согласованные интерфейсы означают лучшую внедряемость системы;
· четко выравнивайте управляющие элементы;
· если вы собираетесь располагать некоторые элементы за пределами выравнивания, то делайте это логично;
· создавайте экранные объекты по образу и подобию объектов из реального физического мира;
· не забывайте, абсолютная симметричность затрудняет чтение информации с экрана;
· элементы, не соответствующие шаблону, выделяются из общей массы;
· элементы одинакового размера и цвета воспринимаются как принадлежащие к одной группе.
Несколько советов, которые дает компания Apple по вопросу разработки интерфейсов. Мэгги Кэнон (Maggie Canon) писала в журнале MacUser:
· сосредоточьтесь на содержании и еще раз на содержании;
· ваши ожидания должны быть реалистичными;
· научитесь распознавать, что работает, а что нет;
· используйте подходящие инструменты для работы;
· отдавайте себе отчет в ваших собственных сильных и слабых технических сторонах.
Контрольные вопросы
6.1 Какие есть рекомендации по использованию цвета?
6.2 Какие есть рекомендации по использованию звука?
6.3 Какие есть рекомендации по использованию анимации?
6.4 Что собой представляет метод Drag and Drop?
6.5 Какие управляющие элементы интерфейса используются?
6.6 Какие есть особенности в использовании MDI?
6.7 Какие основные операции можно выполнить с окнами?
6.8 Какие основные проблемы удобства применения ГПИ и ОПИ?