Прежде чем планировать и проводить тестирование на удобство применения ПП, следует четко определить цели и задачи, стоящие перед ним. Эта ответственность лежит на владельцах продукта, проектировщиках и разработчиках. Если направление деятельности пользователей, перечень нужных им функций и интерфейсов или стоящие перед ними задачи со временем изменяются, то критерии удобства применения должны быть пересмотрены до начала тестирования.
Часто владельцы продукта и разработчики, не могут адекватно определить, что собственно их ПП дает пользователям. Высокие заявления о том, что «продукт должен быть интуитивно понятным и простым в изучении» хорошо звучат, но не достаточно конкретны, чтобы послужить задачами для тестирования.
Бут (Booth) выявил четыре фактора, составляющих удобство применения: полезность, эффективность, простота изучения и отношение пользователя. Все операционные определения удобства применения должны затрагивать один или более из этих факторов. Шекель (Shackel) также разбивает удобство применения на четыре похожие категории: простота изучения, эффективность, гибкость и отношение пользователя. В таблице 7.1 приведены описания и методы оценки каждого фактора удобства применения.
|
|
Таблица 7.1 – Факторы, определяющие удобство применения
Факторы удобства | Описание и оценка удобства применения |
1 Полезность | Степень, до которой продукт позволяет пользователю достичь стоящей передним цели. Оценка мотивации пользователя в использовании данного продукта. Оценка полезности, осуществляется с помощью оценки качества выполненной работы |
2 Эффективность | Насколько успешно продукту удается содействовать пользователю в выполнении стоящей перед ним задачи. Оценка эффективности, осуществляется с помощью оценки качества выполненной работы |
3 Простота изучения | Пользователи могут начать использовать продукт, приобретя определенный уровень знаний после прохождения тренинга. Оценка простоты изучения, осуществляется с помощью оценки качества выполненной работы |
Продолжение таблицы 7.1
Факторы удобства | Описание и оценка удобства применения |
4 Отношение пользователей | Восприятие, ощущения и мнения пользователей по поводу изучения и использования данного продукта. Оценка отношения пользователей, осуществляется, по отзывам пользователей (устной или письменной обратной связи) |
Цели и задачи, стоящие перед разработкой удобства применения, должны определяться для всех ПП. Цель тестирования – это обеспечение преимуществ продукта перед конкурентами в области простоты изучения, эффективности, гибкости и т.д. В таблице 7.2 в качестве примера приведены цели разработчиков удобства применения, созданного для того, чтобы заменить уже существующий ПП.
|
|
Таблица 7.2 – Пример целей разработки удобства применения
Факторы удобства применения | Цель удобства применения |
1 Полезность | Пользователи будут использовать новый продукт, учитывая разницу между старым и новым продуктами |
2 Эффективность | Продукт повысит производительность пользователей |
3 Простота изучения | Для подготовки пользователей к использованию нового продукта потребуется меньший тренинг |
4 Отношение пользователей | Пользователи будут в высокой степени удовлетворены новым продуктом |
Цели сами по себе не подлежат непосредственной оценке – они должны подвергнуться дальнейшему разделению на задачи. Последние представляют собой уточнения целей, они более конкретны и детальны, их можно оценить и измерить. Достижение одной цели может потребовать решения множества задач. Задачи должны быть выстроены таким образом, чтобы содержать информацию по конкретным действиям или операциям.
В таблице 7.3 в качестве примера приведены задачи для каждого из четырех факторов удобства применения.
Таблица 7.3 – Задачи разработки удобства применения для каждого фактора удобства применения
Задача удобства применения | Критерий | Качество работы | Условия |
Полезность. После выполнения пяти сценариев задач 90% пользователей будут в состоянии успешно выполнить задачу | 90% пользователей в состоянии успешно выполнить задачу | Успешно выполнить задачу | После выполнения пяти сценариев задач |
Эффективность. После выполнения пяти сценариев задач 75% пользователей будут в состоянии успешно выполнить задачу в течение 10 минут | 75% пользователей в состоянии успешно выполнить задачу в течение 10 минут | Успешно выполнить задачу | После выполнения пяти сценариев задач |
Простота изучения. После 4-х часового тренинга все пользователи достигнут определенного уровня владения ПП | Все пользователи достигнут определенного уровня владения ПП | Успешно овладеть ПП | После 4-х часового тренинга |
Продолжение таблицы 7.3
Задача удобства применения | Критерий | Качество работы | Условия |
Отношение пользователей. После выполнения пяти сценариев задач 85% пользователей оценят степень своей удовлетворенности ПП на 5,5 и выше баллов (по 7-балльной системе) | 85% пользователей оценят степень удовлетворенности 5,5 балла и выше по 7-балльной системе | Степень удовлетворенности ПП | После выполнения пяти сценариев задач |