Цели и задачи тестирования

Прежде чем планировать и проводить тестирование на удобство применения ПП, следует четко определить цели и задачи, стоящие перед ним. Эта ответственность лежит на владельцах продукта, проектировщиках и разработчиках. Если направление деятельности пользователей, перечень нужных им функций и интерфейсов или стоящие перед ними задачи со временем изменяются, то критерии удобства применения должны быть пересмотрены до начала тестирования.

Часто владельцы продукта и разработчики, не могут адекватно определить, что собственно их ПП дает пользователям. Высокие заявления о том, что «продукт должен быть интуитивно понятным и простым в изучении» хорошо звучат, но не достаточно конкретны, чтобы послужить задачами для тес­тирования.

Бут (Booth) выявил четыре фактора, составляющих удобство применения: полезность, эффективность, простота изучения и отношение пользователя. Все операционные определения удобства применения должны затрагивать один или более из этих факторов. Шекель (Shackel) также разбивает удобство применения на четыре похожие категории: простота изучения, эффективность, гибкость и от­ношение пользователя. В таблице 7.1 приведены описания и методы оценки каж­дого фактора удобства применения.

Таблица 7.1 – Факторы, определяющие удобство применения

Факторы удобства Описание и оценка удобства применения
1 Полезность Степень, до которой продукт позволяет пользователю достичь стоящей передним цели. Оценка мотивации пользователя в использовании данного продукта. Оценка полезности, осуществля­ется с помощью оценки качества выполненной работы
2 Эффективность Насколько успешно продукту удается содействовать пользователю в выполнении стоящей перед ним задачи. Оценка эффективности, осуществляется с помощью оценки качества выполненной работы
3 Простота изучения Пользователи могут начать использовать продукт, приобретя определенный уровень знаний после прохождения тренинга. Оценка простоты изучения, осуществляется с помощью оценки качества выполненной работы

Продолжение таблицы 7.1

Факторы удобства Описание и оценка удобства применения
4 Отношение пользователей Восприятие, ощущения и мнения пользователей по поводу изучения и использования данного продукта. Оценка отношения пользователей, осуществляется, по отзывам пользователей (устной или письменной обратной связи)

Цели и задачи, стоящие перед разработкой удобства применения, должны определяться для всех ПП. Цель тестирования – это обеспечение преиму­ществ продукта перед конкурентами в области простоты изучения, эффектив­ности, гибкости и т.д. В таблице 7.2 в качестве примера приведены цели разработчи­ков удобства применения, созданного для того, чтобы заменить уже существующий ПП.

Таблица 7.2 – Пример целей разработки удобства применения

Факторы удобства применения Цель удобства применения
1 Полезность Пользователи будут использовать новый продукт, учитывая разницу между старым и новым продуктами
2 Эффективность Продукт повысит производительность пользователей
3 Простота изучения Для подготовки пользователей к использованию нового продукта потребуется меньший тренинг
4 Отношение пользователей Пользователи будут в высокой степени удовлетворены новым продуктом

Цели сами по себе не подлежат непосредственной оценке – они должны под­вергнуться дальнейшему разделению на задачи. Последние представляют собой уточнения целей, они более конкретны и детальны, их мож­но оценить и измерить. Достижение одной цели может потребовать решения мно­жества задач. Задачи должны быть выстроены таким образом, чтобы содержать информацию по конкретным действиям или операциям.

В таблице 7.3 в качестве примера приведены задачи для каждого из четырех фак­торов удобства применения.

Таблица 7.3 – Задачи разработки удобства применения для каждого фактора удобства применения

Задача удобства применения Критерий Качество работы Условия
Полезность. После выполнения пяти сценариев задач 90% пользователей будут в состоянии успешно выполнить задачу 90% пользователей в состоянии успешно выполнить задачу Успешно выполнить задачу После выполнения пяти сценариев задач
Эффективность. После выполнения пяти сценариев задач 75% пользователей будут в состоянии успешно выполнить задачу в течение 10 минут 75% пользователей в состоянии успешно выполнить задачу в течение 10 минут Успешно выполнить задачу После выполнения пяти сценариев задач
Простота изучения. После 4-х часового тренинга все пользователи достигнут определенного уровня владения ПП Все пользователи достигнут определенного уровня владения ПП Успешно овладеть ПП После 4-х часового тренинга

Продолжение таблицы 7.3

Задача удобства применения Критерий Качество работы Условия
Отношение пользователей. После выполнения пяти сценариев задач 85% пользователей оценят степень своей удовлетворенности ПП на 5,5 и выше баллов (по 7-балльной системе) 85% пользователей оценят степень удовлетворенности 5,5 балла и выше по 7-балльной системе Степень удовлетворенности ПП После выполнения пяти сценариев задач

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: