Чтобы понять наш образ мышления, нужно вернуться в то время, когда каждый из нас учился читать и писать.
С этого момента мы оказались вовлечены в особый образ мышления и изображения, называемый «текстовым».
20 От текстового мышления к мышлению графическому 21.
Текстовое мышление основывается на последовательной логике. Чтобы понять ситуацию, необходимо прочитать линейным способом слова и предложения, которые ее описывают. Значит, только прочитав все до конца, можно получить полное представление о ситуации, понять ее и узнать, что надо делать.
Чтобы описать процедуру, которая регламентирует порядок обработки заказа клиента, текстовое мышление обычно производит документ в несколько страниц, где описывается, например, как секретарь принимает заказ, как затем передает его в коммерческий отдел, который заказ анализирует в возможной связи с другими службами или должностями учреждения. Наконец, после возможного рассмотрения начальником коммерческого отдела, ответ передается вновь секретарю, который придает ему необходимую форму, прежде чем сообщить его клиенту.
|
|
Чтобы осуществить эту процедуру, различные задействованные лица: секретарь, коммерческий отдел, его начальник, - должны будут полностью прочитать весь документ, иначе они не смогут ее провести. Такое чтение является линейным, оно начинается с первого слова первой страницы и заканчивается последним словом последней страницы. Следовательно, каждый участник обязан прочитать информацию, которая не касается его напрямую.
Как только этот случай обобщается до совокупности процедур, которые должны знать разные работники предприятия, возникает проблема затраты времени и усилий на ознакомление с лишней информацией. Но текстовое мышление, будучи последовательным и линейным, не дает другой альтернативы.
Было бы не правильно утверждать, что организации не осознают этого факта. Действительно, во время аудиторских проверок мы все чаще и чаще встречаемся с описанием операций, сочетающим текст и логиг-раммы. Ниже мы рассмотрим новый тип мышления.