Достижение качества продукции осуществляется путем создания совокупности средств, обеспечивающих требуемое качество. Эта совокупность и представляет систему качества. Большая практическая работа по управлению качеством сформировала ограниченный набор таких средств. Для этих средств в 1995 г. был разработан стандарт ГОСТ Р 40.001-95, устанавливающий принципы и общие правила организации работ по сертификации систем качества в Российской Федерации. Данный стандарт составлялся с учетом международных стандартов ИСО серии 9000 и 10011, руководств ИСО/МЭК 40, 48, 53, 56, 61, 62, европейского стандарта EN 45012 и других международных документов По сертификации систем качества. Поэтому всякая новая совокупность средств, представляющая систему качества, должна пройти сертификацию. Она может проводиться как в рамках обязательной сертификации Продукции, так и в рамках добровольной сертификации. Данный процесс осуществляют аккредитованные для этих целей органы по сертификации, зарегистрированные в Госстандарте России.
|
|
В целях обеспечения необходимой информацией потребителей, заказчиков, хозяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц
Госстандарт России ежегодно публикует перечень систем сертификации в которых осуществляется сертификация систем качества, и перечень органов по сертификации, зарегистрированных Госстандартом России. Также публикуются сведения о зарегистрированных системах качества.
Нормативной базой сертификации систем качества являются стандарты ИСО серии 9000 и иные международные, региональные или национальные документы. По результатам сертификации организации выдается сертификат на систему качества. Знак соответствия системы качества состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертификации, и знака органа по сертификации. Знак соответствия размещается на сертификате на систему качества. Как сертификат на систему качества, так и знак соответствия системы качества могут использоваться владельцем сертификата в рекламных целях.
Сертификация систем качества взаимосвязана с сертификацией продукции. При проведении сертификации систем качества и производства применительно к продукции, подлежащей обязательной сертификации, делается заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающей контроль всех характеристик продукции, предусмотренных правилами ее сертификации. При этом соответствующая информация представляется в соответствующий орган по сертификации продукции (рис. 8.6).
Рис. 8.6. Комплексный характер сертификации системы качества
|
|
Организация работ по сертификации системы качества включает четыре этапа:
1. Документационный.
2. Предварительно оценочный.
3. Констатирующий.
4. Инспекционный.
Первый этап — формирование заявителем документов на сертифицируемую систему качества.
В органы по сертификации заявитель предоставляет следующие основные документы (более подробный материал приводится в параграфе 8.3):
• декларацию-заявку на проведение сертификации;
• политика организации (заявителя) в области качества;
• перечень внутрифирменных документов системы качества;
I организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества,
• анкету-вопросник проведения предварительного обследования системы качества;
• исходные данные для предварительной оценки состояния производства.
второй этап — предварительная оценка состояния системы качества относительно стандартов и регламентов.
Орган по сертификации анализирует и оценивает полученные документы о системе качества проверяемой организации.
Главной задачей этапа является определение степени готовности Проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации. Второй этап включает следующие основные процедуры:
• предварительное совещание;
• обследование проверяемой организации;
• составление акта проверки;
• заключительное совещание.
Предварительное совещание необходимо для представления членов комиссии представителям проверяемой организации, сообщения о программе проверки, используемых методов и процедур, установления процедур отношений на период проверки, определения этапов и сроков ее проведения.
Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных в организации-заявителе. Это реализуется путем опроса персонала и используемых документов, анализа процессов производства и деятельности функциональных подразделений, анализа деятельности персонала, изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции. Принятая информация сопоставляется с полученной при непосредственном измерении или наблюдении, из других независимых источников или из базы зарегистрированных данных. Все наблюдения документируются и подтверждаются объективными данными.
Особое внимание комиссия уделяет возникшим несоответствиям, т.е. отступлениям или уклонению от установленных требований. Они могут быть малозначительными и значительными. Обработка несоответствий осуществляется на базе ГОСТа 40.003-96, в котором введено понятие «значительное несоответствие», как отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или субэлемента (составляющей части элемента) системы качества.
Примерами значительных несоответствий могут быть следующие:
• политика организации в области качества и процедура деятельнос-
ти по элементам системы качества не определены и не оформлены
документально в необходимом объеме для внедрения и функционирования системы качества;
• реальная система качества в организации не соответствует заявлен
ной политике в области качества;
• отсутствует необходимый элемент или процедура в системе качества;
• отсутствует система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным ее обязательной сертификацией;
• требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка, не соблюдаются;
• требования документированных процедур не выполняются в пол
ном объеме;
• зарегистрированные данные по качеству продукции и деятельности
по обеспечению качества не дают представления об эффективности
функционирования системы качества.
|
|
Малозначительные несоответствия сопутствуют единичным упущениям, небольшим ошибкам или недочетам, не влияющим на политику организации в области качества и процедуры деятельности по элементам системы качества. По этим упущениям не нужно принимать немедленные решения.
Тем не менее, если эти несоответствия не устраняются или многократно повторяются, то они могут быть охарактеризованы комиссией как значительные несоответствия. Значительным несоответствиям присваивается категория 1, а малозначительным — категория 2. Все несоответствия регистрируются в специальных бланках.
Этапы проведения сертификации систем качества основываются на следующих принципах:
• добровольность;
• доступ заявителя к участию в процессах сертификации;
• объективность оценок;
• воспроизводимость результатов оценок;
• конфиденциальность;
• информативность;
• профессионализм органов по сертификации;
• обязательность проверки выполнения требований, предъявляемых
к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;
• достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.
Орган по сертификации может затребовать от проверяемой организации другие дополнительные сведения и документы, необходимые для сертификации систем качества. К ним относятся:
• стандарты предприятия, регламентирующие проведение испытаний
и контроля;
• документы, описывающие технологию (процедуры) изготовления
продукции или проведения работ;
• стандарты на процессы управления документацией;
• конструкторская и технологическая документация, нормативные
документы (ГОСТ, ТУ, СТП и др.);
• методическую документацию (методики проведения работ, инструкции и т. п.);
• рабочая аналитическая документация (протоколы и отчеты испытаний;
• планы контроля, рабочие журналы, формы регистрации наблюдений;
• сведения о состоянии средств технологического оснащения, контроля и измерений параметров процессов и продукции.
|
|
• Данный этап проводится комиссией экспертов. При необходимости она может:
• ознакомиться с системой качества или ее элементами непосредственно в организации заявителя;
• затребовать сбор и анализ дополнительных сведений о качестве
продукции из таких независимых источников, как органы государственного надзора и контроля, общества потребителей, ремонтных
организаций и др.
Обязательной проверке подлежит система испытаний заявителя, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным обязательной сертификацией.
Третий этап — принятие решения по существу заявки по сертификации.
Орган по сертификации признает систему качества соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. Решение о рекомендации системы качества организации-заявителя к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает главный эксперт на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества. Это решение согласовывается с руководством органа по сертификации. Окончательное решение о регистрации сертификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разрешения (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, не превышает 3 лет. По окончании его действия проводится ресертификация системы качества.
Четвертый этап — контроль за сертифицированной системой качества.
Инспекция проводится не реже одного раза в год периодически или внепланово. Результатом инспекционного контроля может быть подтверждение сертификата, приостановление или отмена его действия. То же самое относится и к знаку соответствия.
Приостановление или отмена (аннулирование) действия сертификата являются следствием отрицательного результата инспекционного
контроля. Орган по сертификации направляет акт о результатах инспекционного контроля в Технический Центр Регистра для принятия решения. Такое решение принимается в случае, при котором компания:
• не устранила несоответствий, выявленных при сертификации;
• допустила новые значительные несоответствия;
• не информировала орган по сертификации о существенных изменениях, касающихся условий производства, организационной структуры,
системы качества, деятельности и местоположения этой организации;
• не оплатила стоимость инспекционного контроля до начала его
планового проведения и других услуг органа по сертификации;
• не выполнила других условий договора об инспекционном контроле с органом по сертификации;
• предоставила письменное заявление о том, что она не намерена выполнять условия сертификации.
Сертификат считается отмененным, если он исключен из Реестра системы.