Введение. Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связ­ной речью

Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связ­ной речью. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмеча­ют, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточ­ная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психи­ческих процессов (восприятия, внимания, памяти, вообра­жения и др.) создает дополнительные трудности в овладе­нии связной монологической речью.

У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытыва­ют затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опус­каются, заменяются. Особенно затрудняет детей употреб­ление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и од­нообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных кар­тин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.

Рассказ-описание практически недоступен детям, он огра­ничивается перечислением отдельных предметов и дета­лей. Самостоятельный рассказ по многофигурной сюжет­ной картине дошкольники с ОНР составить не могут.

Логопедам хорошо известно, что полноценное овладе­ние детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Однако проведение занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызывает значительные трудности, особенно у начинающих практи­кующих логопедов. Преодоление ОНР у детей традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.

В данном пособии представлено тематическое планиро­вание, календарное планирование и конспекты шестидеся­ти шести подгрупповых логопедических занятий. Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР», который также включает в себя:

— методическое пособие с тематическим планировани­ем, календарным планом и конспектами фронталь­ных занятий;

— годовое понедельное планирование работы логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР;

— годовое понедельное планирование работы воспи­тателя в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР;

— три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (Альбом 1 «Мир растений», Альбом 2 «Мир животных», Альбом 3 «Мир человека»);

— демонстрационный материал к занятиям по разви­тию связной речи детей 6-7 лет с ОНР.

Логопедическая работа в подготовительной к школе ло­гопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплек­та предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех пе­риодов обучения (с сентября по май включительно).

В предлагаемой ниже сетке занятий представлено пла­нирование логопедических занятий на неделю обучения.

День недели Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
Поне­дельник Обучение детей грамоте   На усмотрение логопеда
Вторник   Развитие связной речи: — подгруппа 1; — подгруппа 2. На усмотрение логопеда
Среда Обучение детей грамоте   На усмотрение логопеда
Четверг   Развитие связной речи: — подгруппа 1; .— подгруппа 2. На усмотрение логопеда
Пятница Обучение детей связной речи   На усмотрение логопеда

Подгрупповые занятая по развитию связной речи прово­дятся два раза в неделю. Логопед делит группу на две под­группы по шесть человек[1], учитывая индивидуальные осо­бенности каждого ребенка. Как показывает практика, самое главное — создание логопедом благоприятной атмосферы на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом слу­чае дети будут испытывать эмоциональный комфорт, смогут раскрыть свои творческие и речевые возможности.

На подгрупповых занятиях логопед регулярно прово­дит разнообразные игры с мячом. Проведение этих игр способствует обогащению и активизации словарного запа­са дётей, развивает умение детей быстро находить ответ на поставленный вопрос, поддерживает их эмоциональную и речевую активность.

Таким образом, на подгрупповых занятиях логопед ак­тивизирует словарь детей по каждой лексической теме, от­рабатывает у детей умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки слово- образования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. На под­групповых занятиях логопед также знакомит детей со зна­чениями различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит дётей правильно использовать их в сво­бодной речи. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итого­вых по лексическим темам фронтальных занятий.

Успех коррекционной работы по развитию связной речи детей во многом зависит от слаженности в работе логопеда, воспитателей и родителей. Большинство подгрупповых за­нятий логопеда, занятий воспитателей по заданиям лого­педа и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использо­ванием трех индивидуальных альбомов для детей по раз­витию связной речи.

Игровые упражнения и задания альбомов учат детей:

— определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы)[2];

— сравнивать предметы между собой и составлять про­стые и сложные предложения по опорным картинкам;

— правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточ­кам и самостоятельно составлять аналогичные за­гадки по подобранным условным обозначениям;

— составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сю­жетных картин, расположенных в произвольном по­рядке. Это задание позволяет ребенку по следам про­читанного рассказа правильно расположить картин­ки серии и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;

— составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану.

На протяжении трех периодов учебного года логопед про­водит систематическую работу по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи на базе тридцати одной лексическойтемы. Каждая тема любого альбома представ­лена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы»; «Дикие жи­вотные леса», «Домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие и пере­летные птицы», «Пресноводные, морские и аквариумные рыбы», «Насекомые»; «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Мебель», «По­суда». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо.самостоятельно выбирать порядок прохождения тем.

Ниже предлагается тематический план работы в подго­товительной логогруппе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Первый период обучения
Сентябрь Октябрь Ноябрь
1.Времена года. Осень. 2.Золотая осень. Де­ревья и кустарники. 1.Осенью в саду и огороде. Фрук­ты. Овощи. 2.Труд взрослых и детей в саду и огороде. 3.Садовые и лесные ягоды. 1. Осенние грибы. 2.Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы. 3.Дикие животные леса. Подготовка к зиме.
Второй период обучения
Декабрь Январь Февраль
1.Времена года. Зима. 2.Домашние живот­ные. 3.Животные Севера. Животные жарких стран. 4.Новогодние празд­ники. 1.Домашние птицы. 2.Зимующие птицы. 3.Инструменты. 1.Профессии. 2.Транспорт. 3.Проводы русской зимы. Масленица. 4.Наше Отечество.
Третий период обучения
Март Апрель Май
1.Времена года. Вёс- на. Праздник мам. 2.Мебель. 3.Посуда. 4.Пресноводные, морские и аквари­умные рыбы. 1.Насекомые. 2.Освоение космоса. 3.Перелетные птицы. 4.Весна в лесах и са­дах. 1.День Победы. 2.Цветы и травы. 3.Времена года. Лето. 4.На пороге школы. Школьные прина­длежности.

Проведение систематических занятий по любому альбо­му комплекта обязательно предполагает проверку и оценку полученных ребенком знаний логопедом, воспитателями и родителями. На каждой странице альбома предлагается оценочная шкала в виде трех пустых треугольников. Если ребенок правильно выполняет задание на логопедическом занятий, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные — синим цветом (оценка «хорошо»). При повто­рении речевого материала воспитатели и родители также должны оценить правильность ответов ребенка, закраши­вая треугольники с соответствующей буквой: «В» (воспи­татели) или «Р» (родители). Таким образом, занимаясь по альбому, ребенок повторяет изученный материал несколь­ко раз, что способствует закреплению у него полученных речевых навыков.

Для создания у детей положительной мотивации на про­тяжении каждого занятия логопеду предлагается исполь­зовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или круж­ки). За составление любого высказывания по заданию ло­гопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использо­вание в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень ста­раться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Лого­пед тактично исправляет допущенные ошибки и неточнос­ти детей и поддерживает их речевую активность.

Начиная с третьей недели сентября, каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить с де­тьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ре­бенка. В третьем периоде обучения логопед более активно прибегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны по заданию логопеда готовить не­большие сообщения по некоторым темам. Такая совмест­ная работа очень важна не только для специалиста, но и для детей и их родителей. Дети начинают чувствовать себя на занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью.

В ходе целенаправленного обучения дети с ОНР посте­пенно овладевают необходимыми речевыми умениями и на­выками. Постепенно у детей формируются представления об основных принципах построения связного; сообщения: последовательное изложение произошедших событий, от­ражение причинно-следственных связей, определение ос­новной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор.

Использование пособий данного комплекта поможет логопеду, воспитателям и родителям подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у них языковое чутье.

В дополнение к комплекту пособий для проведения под­групповых занятий логопедам рекомендуется использо­вать следующие пособия:

— Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей /Н.Е. Арбекова. — М.: Изда­тельство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. — 16 с.: ил. Выпуск 2. Мир животных. — 16 с.: ил.

Выпуск 3. Мир человека. —-16 с.: ил. Семьи домашних животных. — 16 с.: ил.

— Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Уп­ражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011.

«Овощи» и «Фрукты». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

— Ильякова, Н.Е. Серии сюжетных картин. Демонстра­ционный материал и конспекты подгрупповых заня­тий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР /

. Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

«Как щенок нашел друзей». — 28 с.: ил. «Как помочь птицам зимой». — 28 с.: ил. «Скворцы прилетели». — 28 с.: ил. «День рождения цыпленка». — 28 с.: ил.

Ниже представлено календарное планирование и конс­пекты подгрупповых логопедических занятий.


Календарное планирование подгрупповых занятий

1 период обучения
Неделя Лексическая тема Номер и темы подгрупповых занятий Цель подгруппового занятия
Сентябрь
1-4 Обследование устной речи детей
  Времена года. Осень 1. «Что такое осень?» Составление и распространение предложений о при­метах осени по картинкам и опорным карточкам.
2. «Четыре времени года» Составление описательных и сравнительных рас­сказов, о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану.
. 4. Золотая осень. Деревья и кустарники 3. «В осеннем лесу» Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин
4. «Что мы знаем о де­ревьях и кустарни­ках?» Составление рассказов-описаний и рассказов- сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану.
Октябрь
, Осенью в саду и ого­роде. Фрукты. Ово­щи 5. «Знакомые незна­комцы» Составление загадок о фруктах и овощах по опор­ным карточкам-подсказкам.
  Осенью в саду и ого­роде. Фрукты. Ово­щи 6. «Что мы знаем о фруктах и овощах?» Составление рассказов-описаний фруктов и ово­щей по опорному картинному плану.
6-7 Труд взрослых и де­тей в саду и огороде 7. «В осеннем саду» Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин.
8. «Осенью в огороде» Составление пересказа «Как вырастили капусту» по тексту и серии сюжетных картин.
9. «Такие разные фрукты» Составление рассказов-сравнений фруктов по картинному плану.
10. «Давайте будем срав­нивать» Составление рассказов-сравнений фруктов и ово­щей по картинному плану.
  Садовые и лесные ягоды 11. «Лесные ягоды» Составление пересказа «Как собрали земляни­ку на варенье» по тексту и серии сюжетных кар­тин.
    12. «Что мы знаем о яго­дах?» Составление рассказов- описаний и рассказов-срав­нений о ягодах по опорному картинному плану.
Ноябрь
  Осенние грибы 13. «За грибами» Составление пересказа «Как осенью грибы соби­рали» по тексту и серии сюжетных картин.
14. «Что мы знаем о грибах?» Составление рассказов-описаний и рассказов- сравнений грибов по опорному картинному плану.
  Поздняя осень. Одежда, обувь, го­ловные уборы 15. «Что такое ателье?» Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин.
16. «В гостях у Золуш­ки» Составление загадок, рассказов-описаний и рас- сказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и кар­тинному плану.
11-12 Дикие животные леса. Подготовка к зиме 17. «В гостях у хитрого лиса» Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам.
18. «Расскажи, какие они» Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану.
19. «В гости к белочкам» Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин.
20. «Что мы знаем о ди­ких животных ле­са?» Составление загадок и рассказов-сравнений о ди­ких животных леса по опорным карточкам и кар­тинному плану.
2 период обучения
Декабрь
  Времена года. Зима 21. «Что такое зима?» Составление рассказа о зиме по сюжетным кар­тинкам и опорному картинному плану.
22. «Времена года» Составление описательных и сравнительных рас­сказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.
  Домашние живот­ные 23. «Как делают шерс­тяные нитки» Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин.
24. «Что мы знаем о до­машних животных?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений о домашних животных по опор­ным карточкам и картинному плану.
  Животные Севера. Животные жарких стран 25. «Как живет белый медведь» Составление пересказа «Как живет белый мед­ведь» по тексту и серии сюжетных картин.
26. «Что мы знаем о жи­вотных зоопарка?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений о животных зоопарка по опор­ным карточкам и картинному плану.
  Новогодние празд­ники 27. «Лесная гостья» Составление творческих рассказов о том, как мож­но нарядить елочку к Новому году.
28. «Новогодние празд­ники» Составление рассказа о елочке по серии сюжет­ных картин.
Январь
  Зимние каникулы
  Домашние птицы 29. «Домашние голуби» Составление пересказа «О голубях» по тексту и се­рии сюжетных картин.
30. «Что мы знаем о до­машних птицах?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений о домашних птицах по опорным карточкам и картинному плану.
  Зимующие птицы 31. «Птицы рядом сна­ми» Составление рассказа о зимующих птицах по пред­ставлению (из личного опыта детей).
32. «Что мы знаем о пти­цах?» Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.
  Инструменты 33. «Как заготавливают сено» Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин.
34. «Что мы знаем об инструментах?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам й картинному плану.
Февраль
  Профессии 35. «О работе кузнеца» Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин.
36. «Что мы знаем о профессиях?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений о разных профессиях по опор­ным карточкам и картинному плану.
  Транспорт 37. «О специальных ма­шинах» Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин.
38. «Что мы знаем о транспорте?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас- сказов-сравнений о транспорте по опорным кар­точкам и картинному плану.
  Проводы русской зи­мы. Масленица 39. «Масленичная неде­ля» Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы.
40. «Проводы русской зимы» Составление рассказа о проводах русской зимы по сю­жетным многофигурным картинам и опорному плану»
  Наше Отечество 41 «Наше Отечество» Составление рассказа о Родине по опорным пред­метным картинкам и картинному плану.
    42 «День защитника Отечества» Составление рассказов о защитниках нашей Роди­ны по представлению.
3 период обучения
Март
  Времена года. Вес­на. Праздник мам - 43. «Что такое весна?» Составление описательного рассказа о весне по сю­жетным картинкам и опорному картинному плану.
44. «Праздник бабушек и мам» Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план.
  Мебель 45. «В магазине мебе­ли» Составление пересказа «О том, как покупали ди­ван» по тексту и серии сюжетных картин.
46. «Что мы знаем о ме­бели?» Составление загадок, рассказов-описаний и рас­сказов-сравнений о мебели по опорным карто­чкам и картинному плану.
  Посуда 47. «Путешествие в мир посуды» Составление пересказа «Посуда села Гжель» по тексту и серии сюжетных картин.
  48. «Такая разная посу­да» Составление рассказов-описаний и рассказов-срав­нений предметов посуды по опорному картинному плану.
  Пресноводные, мор­ские и аквариумные рыбы 49. «Летом на реке» Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин.
50. «Такие разные рыбы» Составление рассказов-описаний и рассказов-срав­нений рыб по опорному картинному плану.
Апрель
  Насекомые 51. «Полезные насеко­мые» Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин.
    52. «Такие разные насе­комые» Составление рассказов-описаний и рассказов-срав­нений насекомых по опорному картинному плану.
  Освоение космоса 53. «Планеты Солнечной системы» Составление рассказов о планетах по представле­нию.
    54. «Космические путе­шествия» Составление фантастических историй о путешест­виях к другим планетам.
  Перелетные птицы 55. «О ласточках» Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин.
    56. «Такие разные пти­цы» Составление рассказов-описаний и рассказов-срав­нений о перелетных птицах по опорному картинно­му плану.
  Весна в лесах и садах 57. «Весной в лесу» Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.
58. «Весенние работы в саду» Составление рассказов по представлению (из лич­ного опыта детей) с опорой на рисуночный план.
Май
  День Победы 59. «Такая страшная война» Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет.
    60. «0 героях войны» Составление коллективного рассказа о героизме русских людей во время Великой Отечественной войны.
  Цветы и травы 61. «Как выращивают цветы» Составление пересказа «Как Маша вырастила цве­ты» по тексту и серии сюжетных картин.
    62. «Волшебный цветок в добрых руках» Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.
  Времена года. Лето 63. «Здравствуй, лето!» Составление рассказов-описаний о лете по сюжет­ной картине и опорному плану.
    64. «Летние Забавы» Составление рассказов о летних играх и развлече­ниях по представлению (из личного опыта детей).
  На пороге школы. Школьные прина­длежности 65. «Школа. Какая она?» Составление рассказов о школе по представлению.
    66. «До свидания, дет­ский сад!» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: