Частных случаев достаточно много. Их можно классифицировать по проблемам или по индивидуальным особенностям клиентов, по возрастным группам или кризисным периодам, но все это разнообразие вариаций можно свести к некой общей схеме, отталкиваясь от которой возможно двигаться в любом направлении.
Как уже отмечалось, проблемы поведенческого плана, а также отдельные соматические заболевания детей и подростков напрямую связаны с неблагополучием в супружеских отношениях между родителями. Однако проблемы взаимоотношений между супругами имеют истоки, в свою очередь, в родительских семьях каждого из них. Таким образом, получается замкнутый порочный круг: проблемы детей — проблемы в супружеских отношениях между родителями — личностные проблемы каждого из супругов — проблемы в родительских семьях каждого из родителей — проблемы в будущих семьях "детей — проблемы их детей. Установленный факт, что структура взаимоотношений в семье на подсознательном уровне воспринимается детьми и те, став взрослыми, неосознанно начинают воспроизводить алгоритм жизни родителей в своей жизни. Другими словами: они не живут свою жизнь. Они снова и снова проживают жизнь своих родителей. Точнее, одного из них, того, с кем отождествляли себя в детстве. Это, конечно, упрощенная схема, которая может осложняться такими моментами, как неосознаваемые внушения родителей: сказанные в состоянии аффекта слова, их навязчивые идеи по поводу «похожести» ребенка на кого-либо из родственников иди наличия у него какого-либо негативного качества. Например: «приговаривания» мамочки над сыном: «Такая же бестолочь, как твой отец»: если и будут иметь положительный эффект, то только в том моменте, что! она через некоторое время сможет убедиться в своей «прозорливости» и воскликнуть в праведном гневе или отчаянии (всё зависит от личностных предпочтений данной достойной дамы): «Я так и знала!». Довольно слабое утешение на фоне загубленной судьбы ребенка. Однако не надо представлять себе ребенка, подростка таким уж беззащитным ягненком, отданным на заклание супружеских отношений между родителями. Учеными достаточно давно осознан тот факт, «что псевдодихотомическое разделение факторов, значимых для формирования индивидуальности, на те, которые "от генов", и те, которые "от среды", является искусственным и упрощенным. Помимо двух главных составляющих фенотипической дисперсии — генетической и средовой — существует несколько факторов, возникающих в результате взаимодействия (или совместных действий) среды и генов, и часто этим факторам принадлежит весьма существенная роль»129. Иначе: каждый субъект волен выбирать. Еще Платон в труде «Государство» писал: «Вина выбирающего — Бог невиновен». У любого человека всегда есть выбор, даже если это выбор «между пером и веревкой». Каким образом консультант может сделать правильный выбор?
|
|
|
|
Прежде веем, когда на прием приходит обеспокоенный родитель, необходимо его успокоить. Поскольку проблемы детей родители воспринимают на свой счет («Я — плохой»), это порождает у них вполне естественную защитную реакцию, выражающуюся либо в агрессии на других (это они виноваты... учителя, бабушки, второй супруг, сверстники...), либо в агрессии на себя (я недоглядел(а), не знал(а) не уберег(ла). И та и другая реакции одинаково плохи, поскольку уводят от сути проблемы и, следовательно, не способствуют решению.
Каким образом можно успокоить родителя? Поскольку всем свойственно желание «быть хорошими», то главной успокоительной пилюлей, снимающей чувство вины и напряжение, будет прием «похвали» или «комплимент»: «Вы такой замечательный (заботливый, любящий) родитель!».
129 Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. — М, 2000. С. 125.
Следующий важный момент: ни в коем случае нельзя заявлять родителю, что истинная причина находится в нем и его отношениях с супругом (супругой), Начинайте работать с тем, что вам предъявлено клиентом. В данном случае — это проблема ребенка. По этому поводу важно, исключив возможность наличия клиники, выяснить:
1) всегда ли у ребенка была данная проблема;
2) в чем именно она выражалась;
3) с какого момента возникла;
4) что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка, приезд кого-либо из родственников);
5) что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);
6) кто первый обратил внимание на данную проблему;
7) как сам ребенок ее воспринимает;
8) что уже делали для решения данной проблемы;
9) в чем сам родитель видит ее причины;
10) что намерен предпринять;
11) какие возможные препятствия видит на своем пути;
12) что думает по этой проблеме второй родитель.
Третий шаг в первой консультации родителя по проблеме
ребенка — предложение второй консультации совместно с другим родителем и ребенком. Довольно часто от подобной встречи пытаются отказаться, ссылаясь на то, что второй супруг (часто именно отец) не сможет (занят на работе) или не захочет (воспитание — прерогатива матери) прийти. Здесь, в целях усиления мотивации, можно усугубить возможные последствия данной проблемы, указав на то, что именно объединившись, родители могут достичь успеха, поскольку для ребенка они значимы и неделимы (данный момент, возможно считать началом консультирования по разрешению проблем супружеских). Если клиент соглашается — хорошо. Специалист договаривается с ним о следующей встрече. Если нет, то исходя из собранной информации и действуя по этапам консультативного процесса, вырабатывается оптимальный вариант решения проблемы.
Родителю (ям) могут быть предложены: тест родительского отношения (выявление отношения к ребенку130, родительский опросник на выявление стиля семейного воспитания i (АСВ), опросник Томаса (на его способы выхода из конфликтных ситуаций131).
Опросник Томаса в данном контексте будет уместен, поскольку в некоторых случаях родители в силу своих особенностей могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций или способствовать их усугублению.
Опросник Томаса
Цель данной методики заключается в определении стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса положены два основных стиля поведения: кооперация — внимание человека к интересам других людей и напористость — акцент на защите собственных интересов. В соответствии с ними Томас выделил способы регулирования конфликтов:
|
|
а) соревнование (соперничество), выражающееся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) приспособление— принесение своих интересов в жертву другому;
в) компромисс— достижение соглашения путем взаимных уступок;
г) уклонение (уход) от конфликта — отсутствие стремления к кооперации и к достижению собственных целей;
д) сотрудничество— нахождение участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.
Томас считает, что только в случае сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Избегание же конфликта не приводит к успеху ни одной из сторон. При конкуренции, приспособлении, компромиссе проигрывают либо оба, либо один из участников конфликта.
Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар.
130 Ненов Р.С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. — М., 1998, С. 503.
131 Практическая психология в тестах / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М., 1998. С. 310-314.
Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: «а» и «б». Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».