№ | Интересы и проблемы, наполняющие мою жизнь Указать эмоции, которые они вызывают | Г Н Е В | ПР Е 3 Р Е Н И Е | О Т В Р А Щ Е Н И Е | С Т Р А X | Р АДОСТЬ | Г Р У С Т Ь | У Д И В Л Е Н И Е | В каждую строку записать номер сновидения, персонажа и (или) темы, которые я соотношу с указанной проблемой |
№ | Основные темы и персонажи моих сновидений Указать эмоции, которые они вызывают | Г Н Е В | ПР Е 3 Р Е Н И Е | О Т В Р А Щ Е Н И Е | С Т Р А X | Р АДОСТЬ | Г Р У С Т Ь | У Д И В Л Е Н И Е | В каждую строку записать номер проблемы, которую я соотношу с этим сновидением |
Вторая цель нашего исследования—теоретическая — доказательство существования взаимосвязи и взаимовлияния между сновидческой реальностью и реальностью бытийной и единство их происхождения как разных планов единого транскоммуникативного бытия.
В данном исследовании мы не ставили перед собой задачи выявления тендерных различий в образах сновидческой и бытийной реальностей. Более того, мы думаем, что тендерные отличия если и имеют какое-либо значение, то только на уровне исследования человека как биологического вида. Для изучения и постижения духовной сущности человека важным является совокупность индивидуальных характеристик в контексте уникальности его жизненного пути.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что у всех испытуемых субъективный контроль находится на среднем уровне, что свидетельствует об их склонности в равной степени как брать на себя ответственность за происходящее с ними и вокруг них в реальности, так и возлагать эту ответственность на судьбу. Эти три направления и лежат в основе опросника УСКа.
Что касается результатов полученных при помощи опросника Цунга, то после проведенного эксперимента мы смогли наблюдать следующие изменения: в графе «Отсутствие депрессии» произошло увеличение показателей с 55,56% до 77,78%; в графе «Нерезко выраженная депрессия» — уменьшение с 22,22% до 11,11%; в графе «Умеренно выраженная депрессия» показатели остались на прежнем уровне (11,11%), но в графе «Выраженная депрессия» произошло снижение показателей с 11,11% до 0%, что дает основание говорить о перераспределении в данных графах. Таким образом, можно сделать вывод о стабилизации психоэмоционального состояния у участников эксперимента.
С помощью личностного опросника А.Т. Джерсайлда мы оценивали такие качества личности, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних состояний, влияющих на отношения человека с окружающим миром. Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности: одиночество, бессмысленность существования (ощущение бессмысленности существования), свобода выбора (отношение к авторитету), враждебный настрой, половой конфликт, расхождение между реальным и идеальным Я, свобода воли, чувство неприкаянности (бездомность), безнадежность. Каждому состоянию в опроснике соответствует четыре суждения, а всего их 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности по данной методике равна восьми, а минимальная — нулю баллов. В заключение для каждого из девяти состояний личности определялась сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляла собой оценку данного состояния. Выводы об уровне развития делались по следующим показателям:
• 7—8 баллов—очень сильно выраженное состояние личности;
• 5—6 баллов — сильно выраженное состояние личности;
• 3-4 балла — умеренно выраженное состояние личности;
• 0-2 балла — слабо выраженное состояние личности.
При анализе результатов, полученных при помощи созданного нами опросника на выявление взаимосвязей между сновидческой реальностью и реальностью бытия, а также эмоционального фона, был замечен ряд закономерностей.
Так, образ детей заявлялся в реальности бытия до эксперимента у 33,33% исследуемых. Этот образ в бытийной реальности коррелировался на сновидческом уровне в виде таких символов, как: «дом», «земля», «лес», «роща», «детство», «находка». На обоих планах бытия они сопровождались эмоциями «радость», «удивление. Никто из реципиентов ни на одном из планов бытия не выделил отдельно «дочь», однако «сын» выделен у 33, 33%. Это понятие в сновидческой реальности совпадает с некоторыми определениями из раздела «дети» у 22,22%, («лес», «роща», «находка»), но у 11,11% вызывает индивидуальные образы («беспорядок в вещах», «прыжки, переходящие в парение»). Первый ряд образов как на сновидческом плане, так и на бытийном, и на эмоциональном уровне совпадал с разделом «дети», в то время как ко второму ряду добавлялись, кроме этих, еще такие эмоции как «тревога», «грусть». У 11,11% отдельно выделен образ «падчерица», который по всем сказочным канонам, на обоих планах бытия сопровождался негативными эмоциями («отвращение», «презрение»), а в сновидческой реальности проявлялся в виде символического определения «ощущение тяжести при ходьбе». У 22,22% образ снохи был представлен в сновидческой реальности символическими определениями «толпа», «затруднения», «болото» и сопровождался Эмоциями «гнев», «удивление», «грусть». У тех же 22,22%, выделивших отдельно образ снохи, образ сына сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями, и у них же, в отличие от тех, у кого не заявлен образ снохи, отдельно выделен образ внука, который определяется исключительно через эмоции «радость», «удивление» и выражается в сновидческой реальности в образах «находка» и «роща». Тема родителей, родственников в 100% возникает только в случае их отсутствия в бытийной реальности (смерти) и в 88,89% возникает в сновидческой реальности в виде голосов и сопровождается эмоциями «радость», «грусть». Интересно отметить, что эти же эмоции возникают и при воспоминании о близких людях, присутствующих в бытийной реальности, в случае психологического отдаления между ними и сновидцем по независящим от него причинам (женитьба, несбывшиеся надежды) при сохранении к ним у сновидца теплых чувств.
У 33,33% тема секса соотносилась в сновидческой реальности с символом воды и сопровождалась эмоциями радости и удивления. У 11,11% эта тема в сновидческой реальности возникала в виде «барьера, преграды» и сопровождалась эмоциями «отвращение, удивление», что указывает, с нашей точки зрения, на существование у них проблем в данной сфере, а так же подтверждает нашу гипотезу о существовании у сновидений, кроме открытых предшествующими исследователями, диагностическо-предсказывавающих функций.
«Любовь» заявлена в разделе «проблемы и интересы» у 44,44% и была представлена в сновидческой реальности через образы «огонь», «вода», «полет», «выбор», «поиск», «находка».
Стремление к знаниям и их пополнению было заявлено у 88,89% из 100% и квалифицировалось через определения «самосовершенствование» (33,33%), «познание мира» (22,22%), «познать перестройку» (11Л1 %), «самообразование» (22,22%), «книги» (33,33%) (при анализе количественных соотношений следует учитывать моменты перекрещивающихся совпадений, определяемых в математике как круги Эйлера).
Эти проблемы реального бытия проявлялись в сновидческой реальности в следующих образах: «самосовершенствова-ще» — «движение», «вода», «полет», «деревья», «церковь»; «познание мира» — «небо», «я иду», «дорога»; «понять перестройку» — «дорога», «книги», «движение», «вода бурлящая», «обрыв», «дорога». Из выше перечисленного видно, что наиболее встречающимися в этом разделе являются следующие образы: «движение» (33,33%), «дорога» (33,33%), «вода» (22,22%К полет (22,22%).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что «конкретная» реальность более символична, чем символический, с общепринятой точки зрения, мир сновидений. Например, такое экзистенциональное понятие кок «любовь» в реальности бытия у одного из реципиентов, до эксперимента, определялось через образы «нонет», «выбор», «находка», в то время как в сновидческой реальности, у этого оке реципиента, оно было представлено через образ «потеря», который точно определяет, с нашей точки зрения, как прошлый опыт сновидца, так и его состояние, которое подчеркивалось эмоциональным сопровождением: в реальности бытия — «радость», «удивление»; - в сновидческой реальности •— «грусть», «удивление». Эта же тема, после эксперимента, в реальности бытия определилась через образы «полет легкий», «голубое небо», «поиск» и в сновидческой реальности выразилась через них же, проявив совпадение с заявленным в реальности бытия «интересом», «внук». Тема потери из сновидческой реальности исчезла.
У другого реципиента в реальности бытия в разделе «интересы и проблемы, наполняющие мою жизнь» заявленная тема «секс» до эксперимента соотносилась в сновидческой реальности с образами «барьер», «преграда» и после окончания эксперимента — с образами «вода», «бык», что явно указывает на существование некой проблемы и последующее ее разрешение.
Кроме того, моментов совпадений в сновидческой реальности гораздо меньше, чем в реальности бытийной. Если в реальности бытия совпадения в 51,85%, то в сновидческой реальности — только 10%. Эти 10% разлагаются на четыре образа, а именно: «движение» — 7,5%, «полет» — 7,5%; «вода» — 10%, «земля» — 5% и могут быть соотнесены с четырьмя основными магическими стихиями (огонь, вода, земля, воздух) две из которых представлены в сновидческой реальности прямо, а две косвенно: огонь — движение, воздух — полет, вода — вода, земля — земля. К тому же, через них выражены следующие сферы реального бытия: «земля» — «отношения с мужчинами», «здоровье»; «полет» — «самосовершенствование», «любовь»; «движение» — «работа», «карьера», «секс», «финансовые проблемы», «близкие люди», «познание мира»; «вода» — «самосовершенствование», «познание», «секс», «любовь», «дети»123.
Таким образом, если и происходит совпадение образов, то они несут исключительно индивидуальную нагрузку и, следовательно, можно сделать вывод о преобладании в сновидческой реальности индивидуальных и семейных символов над архетипическими. Так, у одного из сновидцев в сновидческой реальности образ «подоконник» соотносился с понятием смерти. В течение его жизни этот образ появлялся в его сновидениях пять раз, и каждый раз через один-два дня после этого сновидения человек, который «играл» в этом сновидении «главную роль», умирал. Важно, что сновидец не знал, что в эзотерических учениях окно (подоконник) символизирует выход в астрал.
На основании результатов нашего исследования, мы можем рекомендовать данную феноменологическую методику для гармонизации личности, улучшению ее взаимоотношений с внешним миром, разрешению проблем личностного роста.
Для понижения уровня тревожности у людей, находящихся в стрессовых или депрессивных состояниях, предлагается методика консультативно-профилактической ориентации, которая была апробирована на выпускниках старших классов города Томска в 1998 году.
123 Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном контексте: Монография. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2002.
При создании этой методики был использован курс П. Левинсона по преодолению депрессии, основанный на психолого-образовательном подходе и включающей в себя овладение респондентом, при помощи специалиста, информа-тцвными знаниями. А также исследования в области сновидений: «фасадный» и «скрытый» уровни содержания сновидений Фрейда124, «культурологический» подход в работе со сновидениями Бонима125, «пространство сновидения» Масуд Кан126, «коллективное бессознательное» Юнга127, взгляд Адлера128 на символику сновидений как разновидность языка, на котором излагается жизненная ситуация индивида, и его убеждение о существовании неразрывной связи между манерой сновидеть и манерой жить.
Мы взяли за основу своей методики работу со сновидениями, так как особые черты изложения сновидения дают больше преимуществ при решении задачи по распознаванию способа примирения двух сторон в бессознательном. С одной стороны, мы можем охарактеризовать их как благоприятные аспекты диссоциации, в которой можно иметь две цели по цене одной: тайну, одновременно хранимую и открываемую; текущее действие, защищенное прошлым временем; зрительный образ, недоступный другим, благодаря кажущемуся разрыву между видением и изложением; невыносимую правду, одновременно излагаемую и отрицаемую посредством временного, помещения ее в контекст отражающей нереальные события мысленной формы, не принимаемой.слишком серьезно. Однако, с другой стороны, для каждого расщепленного аспекта можно найти интегрирующую функцию — в результате отказа от полного набора измерений конфликтного состояния появляется новое дифференцированное целое. Нигде не видно этого более ясно, чем в использовании символов в тексте сновидения и в самом расширенном варианте этого аргумента — в самом использовании изложения сна как средства связи между внутренним объектом, «Я», и другим; в выражении конфликта между признанными и отрицаемыми намерениями, и, наконец, в обнаружении не только того, что человек хочет в своей жизни, но также и способностей организующей функции сновидца в данное время. То есть слияние конкретизированных образов сновидения и дезинтеграции границ эго имеют функцию конкретизации, которую следует понимать как попытку усилить чувство идентичности или ощущения Я, не как продукт разрыва отношений между Я и объектом, символом и символизируемым. В фокусе анализа при данной методике оказывается не сновидение, а сновидец. Сам же анализ способствует эмоциональному росту респондента.
Предлагаемая методика включает в себя:
1) проявление манифестного значения сновидения;
2) разделение сновидения на системные элементы;
3) установление деталей;
4) распознавание скрытого смысла, который респондент
придает этим деталям;
5) работа с ассоциациями клиента по поводу сновидческой реальности, направленная на осознание респондентом себя в сновидении;
6) формирование идеального хода событий с точки зрения сновидца;
7) составление идеального конца события в сновидческой реальности с точки зрения сновидца;
8) соотнесение событий в сновидении с событиями в субъективной реальности сновидца;
9) формулировка актуальной проблемы, существующей в реальности бытия сновидца и планирование действий по ее позитивному разрешению.
Прежде чем развивать свою мысль дальше необходимо напомнить применяемую в данном контексте терминологию. Под «реальностью» мы понимаем вещественность, онтологическое бытие-в-себе, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связки, все то, что может возникнуть и возникло во времени к может быть отнесено к вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Следовательно, в термин «сновидческая реальность» вкладывают те события, явления» переживания, образы, которые возникают во время сновидений.
Таким образом, через анализ структуры сновидческой реальности и ее оценки сновидцем выводится структура травмирующей ситуации, способы компенсаторного поведения и разрешения ее пациентом. А от созданной им идеальной модели сновидения реципиент переходит к созданию новой продуктивной модели поведения в собственно реальности бытия.
124 Фрейд 3. Введение в психоанализ / Пер. с нем. — М., 1991.
125 Bonime W. Dreams, insight, and functional change // Journal of the American Academy of Phychoanalysys, 1991. № 19. P. 124-140.
126 Kан М. Правильное и неправильное использование сновидения в психической жизни // Современная теория сновидений / Пер. с англ. — М., 1998. С. 133-147..
127 Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. с анл. — СПб., 1994.
128 АдлерА. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М., 1995.
В результате коррекционно-профилактической работы реципиент должен освоить под руководством специалиста следующие этапы:
1) научиться осознавать и вербализировать свои чувства, мысли, желания, поступки;
2) прийти через работу со структурой сновидческой реальности к пониманию своего влияния на ее содержание (Я-Миротворец);
3) научиться переносить ответственность с происходящего в сновидческой реальности на происходящее в реальности бытия;
4) сформировать предпосылки к позитивному мышлению, активной жизненной позиции, стремлению к самоанализу, самораскрытию и самоактуализации.
Курс рассчитан на 20 сеансов. Первая неделя — каждый день, вторая-третья — 3 раза в неделю, четвертая-пятая — 2 раза в неделю, шестая-седьмая — один раз в неделю. Методика была опробована на группе из пятидесяти человек. Для контроля эффективности предлагаемой методики реципиенты были протестированы тестами СМОЛ, САН до и после проведения эксперимента, опросником Басса—Дарки на депрессивность.
При анализе результатов, полученных при использовании опросника САН (диаграммы на рисунках 6, 7) до и после пилотажного исследования, схема и методы которого были подробно изложены в третьей главе, заметно значительное повышение в шкале «Активность» до него (высокая активность — один из возможных показателей депрессивности, в этом случае возможен психопатический диагноз: стремление к деятельности на фоне депрессивного состояния), а именно: 29% имели значение выше 4 баллов и 12% 4 балла до и некую стабилизацию после. Это выразилось в следующих цифрах: в графе «Выше 4 баллов» — 15% и в графе «4 балла» — 28%, что в сравнении с Предшествующими результатами дает картину чекой общей стабилизации психоэмоционального фона. Мы считаем, что в данном случае снижение показателя по параметру «Активность» свидетельствует о нормализации психических процессов реципиентов.
Кроме того, при анализе полученных данных видно, что шкала «Активность» не только не автономна по отношению к шкалам «Самочувствие» и «Настроение», но и активно влияет на показатели по ним. Так при высоких показателях по шкале «Активность» до начала эксперимента у реципиентов наблюдались низкие показатели по шкалам «Настроение» и «Самочувствие». Снижение же показателей по шкале «Активность» привела в равновесие и другие шкалы, что можно расценить как свидетельство стабилизации духовно-душевного состояния испытуемых.
Таблица 9