Цель занятия: 1. Познакомиться с организационной структурой детской инфекционной больницы. 2. Познакомиться со структурой детских инфекционных отделений разного профиля. 3. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез колиинфекции у детей раннего возраста. 4. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез дизентерии у детей раннего и старшего возрастов 5. Изучить этиологию, эпидемиологию и патогенез сальмонеллеза у детей раннего и старшего возрастов 3.Изучить клинические особенности трех наиболее распространенных у детей кишечных инфекций – дизентерии, колиинфекции и сальмонеллеза. 4. Освоить основы дифференциальной диагностики кишечной инфекции у детей. 5. Освоить основы рациональной терапии (оральная и инфузионная терапия) кишечных инфекций у детей. 6. Познакомиться с комплексом противоэпидемических мероприятий в очаге желудочно-кишечной инфекции.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Этиология острых желудочно-кишечных заболеваний у детей. 2. Эпидемиология. 3. Патогенез. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Понятие о кишечном токсикозе. Типы и степени дегидратации (эксикоза) у детей, клиническая картина. 8. Осложнения ОКИ. 8. Основные принципы лечения (оральная регидратация- техника проведения, растворы используемые для ее проведения). 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемиологической службы в организации профилактических мероприятий. Комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге желудочно-кишечных инфекций).
II. Самостоятельная работа в клинике.
1. Знакомство с планировкой детской инфекционной больницы. Обратить внимание на павильонный тип строения детской инфекционной больницы, на принцип отдельной госпитализации больных как по нозологическим формам заболевания, так и по их этиологической структуре. 2. Обратить внимание на важность мероприятий, направленных на предупреждение нозокомиальных инфекций (перекрестная, суперинфекция). 3. Знакомство с работой приемного покоя (особенности его устройства, инвентарь, правила санитарной обработки больных, методы дезинфекции, дезередства, документация). 4. Знакомство с работой диагностического (боксированного) отделения. Структура мельцеровских боксов, их значение (госпитализация больных с сомнительным диагнозом, смешанной инфекцией, наличием контакта по инфекционному заболеванию). 5. Знакомство с основными организационными принципами работы отделения для больных с желудочно-кишечными инфекциями (вопросы госпитализации, размещение с учетом типа возбудителя, одномоментность заполнения палат). 6. Эпидемиологический анамнез (наличие в окружении детей и взрослых с дисфункцией кишечника, реконвалесцентов и т. д.). 7. Анамнез болезни: лихорадка, беспокойство, нарушение аппетита, рвота, частота и характер стула и т. д. 8. Анамнез жизни: особенности преморбидного фона, развитие ребенка, вид вскармливания. 9. Объективное обследование больного: оценка общего состояния, осмотр кожи, подкожной клетчатки (влажность, эластичность, тургор тканей), осмотр слизистых полости рта и зева, исследование сердечнососудистой системы, исследование органов дыхания, исследование нервной системы, исследование пищеварительной системы и органов брюшной полости (вздутие живота, пальпация органов брюшной полости, зоны болезненности, частота и характер стула; осмотр испражнений, состояние ануса), исследование мочевыделительной системы. 10. Данные лабораторного исследования (анализ крови, анализ мочи, копрограмма, бактериологическое исследование кала, серологические исследования). 11. Обоснование клинического диагноза. 12. Обоснование комплексной рациональной терапии (санитарно-гигиенический режим, диета – дозированное вскармливание при токсикозах), медикаментозная терапия (этиотропная, антитоксическая, регидратационная (Оральная и инфузионная), симптоматическая, витаминотерапия, стимулирующие средства и др.), в зависимости от наличия симптомов токсикоза, эксикоза (дегидратации) и его типов. Меры оказания неотложной помощи (посиндромно). 13. Сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 14. Меры профилактики. 15. Решение задач. 16. Знакомство со структурой и принципами работы санаторного отделения для детей раннего возраста, перенесших кишечные инфекции.