Цель занятия: 1. Изучить эпидемиологические особенности, клинику, диагностику, лечение и профилактику ветряной оспы, эпидемического паротита, краснухи в детском возрасте. 3. Проведение противоэпидемических мероприятий в детских коллективах при выявлении ветряной оспы, эпидемического паротита, краснухи.
I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению.
1. Этиология, патогенез краснухи. 2. Клиника краснухи. 3. Дифференциальный диагноз между краснухой, корью и аллергической сыпью. 4. Лечение и профилактика краснухи. 5. Проведение противоэпидемических мероприятий при краснухе в детских коллективах. Сроки изоляции. 6. Этиология и патогенез эпидемического паротита. 7. Клиника эпидемического паротита. 8. Дифференциальный диагноз с другими инфекциями (шейный лимфаденит, инфекционный мононуклеоз, токсическая форма дифтерии). 9. Осложнения эпидемического паротита. 10. Лечение больных с эпидемическим паротитом. 11. Противоэпидемические мероприятия в очаге данной инфекции. 12. Профилактика эпидемического паротита. Сроки изоляции больных. 13. Этиология и патогенез ветряной оспы. 14. Клиника ветряной оспы. 15. Дифференциальный диагноз ветряной оспы со стрептодермией, скарлатиной, натуральной оспой. 16. Осложнения и прогноз при ветряной оспе. 17. Лечение ветряной оспы. 18. Профилактика ветряной оспы в детских учреждениях. 19. Правила изоляции контактных детей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
1. Знакомство с анамнезом заболевания и эпиданамнезом больных ветряной оспой. 2. Тщательный осмотр этих больных. Обратить особое внимание на выраженность симптомов интоксикации, сроки и порядок появления экзантемы, локализация сыпи (волосистая часть головы, лицо, живот, туловище, конечности), везикулярный характер сыпи, особенности сыпи при ветряной оспе (форма, величина, характер содержимого элементов сыпи, корочки, полиморфизм высыпаний). Обратить внимание на поражение слизистых оболочек. Обратить внимание на различный характер высыпаний при буллезной, пустулезной, гангренозной и геморрагической формах ветряной оспы. 15. Обоснование диагноза у данного больного. 16. Провести дифференциальный диагноз с натуральной оспой. 17. Принципы лечения данного больного. 18. Сроки изоляции и правила выписки данного ребенка в детский коллектив. 19. Знакомство с анамнезом и эпиданамнезом больного эпидемическим паротитом. 20. Осмотр больного с эпидемическим паротитом. 21.Обратить внимание на продромальные симптомы заболевания, характер поражения околоушной железы (распространенность, припухлость вокруг ушной раковины, болезненность слюнных желез, их консистенция, болезненные точки при ощупывании, состояние стенонова протока, поражение других слюнных желез), выраженность симптомов общей интоксикации. 22. Последовательный осмотр данного больного по системам, обратив особое внимание на поражение других желез, желудочно-кишечного тракта, вовлечение в патологический процесс нервной системы и других органов. 23. Обоснование диагноза и основные принципы терапии данного больного. 24. Сроки изоляции и правила выписки данного больного. 25. Знакомство с анамнезом и эпиданамнезом больного с краснухой. 26. Последовательный осмотр больного. Обратить внимание на продромальные явления, поражение лимфатического аппарата, сроки появления и характер высыпаний, локализацию их, отсутствие этапности высыпаний, пигментации и шелушения. 27. Дифференциальный диагноз с корью, медикаментозной сыпью. 28. Принципы терапии больного коревой краснухой. 29. Сроки изоляции и правила выписки ребенка в детский коллектив.