Разбор больных коклюшем

Цель занятия: 1. Изучить клинические особенности коклюша у детей разного возраста. 2. Освоить методы ранней диагностики коклюша. 3. Освоить основы диф­ференциальной диагностики коклюша с другими забо­леваниями, протекающими с воспалительными изменениями респираторного тракта. 4. Познакомиться с принципами рационального лечения детей, больных коклюшем. 5. Познакомиться с основными методами специ­фической и неспецифической профилактики коклюша.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

I. Этиология коклюша - обратить внимание на 3 основных серотипа с «полным антигенным набором», которые являются более патогенными и обуславливают тяжелые формы заболвания, кроме того в антигенную структуру входят гемагглютинины, токсин, лимфоцитоз стимулирующий фактор, аденилциклаза и защитный фактор. 2. Эпидемиология. 3. В пато­генезе обратить внимание на отсутствие инфекционного токсикоза с выраженной температурной реакцией и яркими первичными признаками болезни в катаральном периоде, формирование застойного очага возбуждения характеризующегося чертами доминантного по Ухтомскому в судорожном периоде, возможность перехода доминантного очага в состояние парабиоза, что объясняет задержки и остановки дыхания. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Осложнения. 8. Основные принципы ле­чения. 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемио­логической службы в организации профилактических меро­приятий).

II. Самостоятельная работа в клинике.

В отделении больных коклюшем: 1. Знакомство с ос­новными организационными принципами работы боксированного коклюшного отделения детской инфекционной больницы. 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни (дли­тельность инкубационного периода, появление кашля и его характер, репризы, рвота, особенность приступообразного кашля характеризующегося серией выдыхательных кашлевых точков, их частота). 4. Анамнез жизни (преморбидный фон ребенка, све­дения о профилактических прививках). 5. Объективное обсле­дование больного: оценка общего состояния; осмотр кожи и слизистых (одутловатость лица, петехиальные кровоизлияния, кровоизлияния в склеру, язвочка на уздечке языка и др.); исследование сердечно-сосудистой системы; ис­следование органов дыхания (цианоз, апноэ, пневмомедиастинум, подкожная эмфизема, пневмоторакс, изменение ча­стоты и глубины дыхания, изменение перкуторных и аускультативных данных); исследование нервной системы (общемоз­говые симптомы – раздражительность, плаксивость ребенка, параличи и др.); исследование органов брюшной полости.

При осмотре ребенка в межприступном периоде обратить внимание на бледность, одутловатость лица, акроцианоз, кро­воизлияния в конъюнктиву и кожу верхней части туловища, вздутие грудной клетки. При перкуссии: коробочный звук над легкими, укорочение, соответствующее ателектазу или пнев­моническому очагу. При аускультации: сухие, средне- и крупнопузырчатые хрипы. При обследовании ор­ганов кровообращения – приглушение тонов, акцент II тона на легочной артерии, тахикардию. Во время приступа обра­тить внимание на поведение и положение ребенка, изменение цвета лица, появление слезотечения, выделение вязкой мо­кроты, «закаты», характеризующие приступ коклюшного кашля, наличие язвочки на уздечке языка. У детей раннего возраста обратить внимание на укорочение катарального пе­риода, удлинение периода спазматического кашля, эквива­ленты коклюшного кашля и такие осложнения, как пневмо­ния, менингоэнцефалит, круп и др. 6. Данные лабораторного исследования: анализ крови (гиперлейкоцитоз, лимфоцитоз, замедленная СОЭ); бактериологическое исследование; серо­логическое исследование. 7. Данные рентгенологического ис­следования грудной клетки. 8. Обоснование клинического ди­агноза. 9. Дифференциальный диагноз (ОРВИ, корь и др.). 10. Особенности клинического течения коклюша у данного больного. Возможные осложнения – специфические (коклюшная пневмония, эмфизема средостенья и подкожная, ателектазы, кровотечения из носа и заглоточного пространства, бронхов, из наружного слухового прохода, кровоизлияния в склеру, сетчатку глаза, головной мозг) и неспецифические, резидуальные. 11. Обоснование комплек­сной терапии: санитарно-гигиенический режим, режим дня, режим питания, медикаментозная терапия (этиотропная, сим­птоматическая, витаминотерапия, седативные средства, сти­мулирующие препараты и др.), физиотерапия. 12. Прогноз и сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 13. Меры профилактики: пассивная иммунизация гамма-глобулином; активная иммунизация; мероприятия по ликвидации эпиде­мического очага. 14. Решение задач.

Разбор больных скарлатиной

и инфекционным мононуклеозом

.

Цель занятия: 1. Изучить клинические и патоморфологические проявления скарлатины у детей разного возраста. 2. Изучить особенности этиологии, эпидемиологии, иммуноло­гии и клинического течения скарлатины у детей на современ­ном этапе. 3. Освоить основы своевременной диагностики и дифференциального диагноза скарлатины с дру­гими заболеваниями, протекающими с ангиной и экзантемой. 4. Освоить принципы рациональной терапии скарлатины. 5. Изучить основные принципы профилактики у детей. 6. Изучить клиническую картину, дифференциальную диагностику и лечение инфекционного мононуклеоза.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

А. Скарлатина: 1. Этиология. 2. Эпидемиология. 3. Патогенез. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Осложнения. 8. Лечение. 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемиологической службы в организации профи­лактических мероприятий)..В. Инфекционный мононуклеоз: этиопатогенез, эпидемиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика.

II. Самостоятельная работа в клинике.

А. В отделении больных скарлатиной: 1. Знакомство с ос­новными организационными принципами работы боксированного отделения. Современные принципы раздельной госпита­лизации больных, соблюдение инфекционного режима отде­ления (маски, дополнительные халаты в разных по профилю палатах, мытье рук и т. д.). 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни: начальные симптомы скарлатины – ост­рое начало, гипертермия, рвота, боль в горле при глотании и т. д. 4. Анамнез жизни: особенности преморбидного фона. 5. Объективное обследование больного: оценка общего со­стояния, осмотр кожи (характер сыпи, ее локализация, фон кожи, дермографизм, сухость и «пагреневость» кожи и др. кожные проявления), осмотр слизистых оболочек (энантема, ангина, малиновый язык). Исследование лимфатических уз­лов (увеличение, болезненность), исследование сердечно-со­судистой системы и органов дыхания. Исследование пищева­рительной, мочевыделительной и нервной системы (общемоз­говые явления, изменения со стороны ВНС). 6. Данные лабо­раторного (анализ крови, мочи, результаты бактериологиче­ского исследования) и функциональных методов исследова­ния (ЭКГ, ФКГ). 7. Обоснование клинического диагноза. 8. Дифференциальный диагноз (с различными формами диф­терии зева, корью, краснухой, псевдотуберкулезном, потницей, ветряной оспой, медикаментозной или сывороточной бо­лезнью). 9. Особенности клинического течения скарлатины у данного больного. Возможные (ранние и поздние) осложнения. 10. Обоснова­ние комплексной рациональной терапии: санитарно-гигиени­ческий режим, режим дня, режим питания, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия), физиотерапия, серотерапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 12. Меры профилактики: пас­сивная иммунизация гамма-глобулином; мероприятия по лик­видации эпидемического очага. 13. Решение задач.

Б. В диагностическом отделении (самостоятельная курация больных с инфекционным мононуклеозом, лакунарной ангиной, ангиной Симановского, грибковой ангиной, со сте­нозом гортани, здоровых носителей дифтерийных бактерий и, возможно, больных с различными формами дифтерии): 1. Зна­комство с основными организационными принципами и струк­турой диагностического отделения. 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни. 4. Анамнез жизни. 5. Объектив­ное обследование больного: общее состояние, осмотр кожи, осмотр слизистых оболочек зева, пальпация лимфатических узлов, печени и селезенки. Исследование сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочевыделительной системы. Исследование нервной системы (черепно-мозговая и периферическая иннерва­ция). 6. Формулировка предварительного диагноза. 7. Дан­ные лабораторного (анализ крови, мочи), бактериологиче­ского и функционального исследования. 8. Обоснование кли­нического диагноза. 9. Дифференциальный диагноз. 10. Обо­снование комплексной рациональной терапии: санитарно-ги­гиенический режим, уход, диета, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия); физио­терапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара. 12. Меры профилактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: