Цель занятия: 1. Изучить клинические особенности коклюша у детей разного возраста. 2. Освоить методы ранней диагностики коклюша. 3. Освоить основы дифференциальной диагностики коклюша с другими заболеваниями, протекающими с воспалительными изменениями респираторного тракта. 4. Познакомиться с принципами рационального лечения детей, больных коклюшем. 5. Познакомиться с основными методами специфической и неспецифической профилактики коклюша.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Этиология коклюша - обратить внимание на 3 основных серотипа с «полным антигенным набором», которые являются более патогенными и обуславливают тяжелые формы заболвания, кроме того в антигенную структуру входят гемагглютинины, токсин, лимфоцитоз стимулирующий фактор, аденилциклаза и защитный фактор. 2. Эпидемиология. 3. В патогенезе обратить внимание на отсутствие инфекционного токсикоза с выраженной температурной реакцией и яркими первичными признаками болезни в катаральном периоде, формирование застойного очага возбуждения характеризующегося чертами доминантного по Ухтомскому в судорожном периоде, возможность перехода доминантного очага в состояние парабиоза, что объясняет задержки и остановки дыхания. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Осложнения. 8. Основные принципы лечения. 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемиологической службы в организации профилактических мероприятий).
|
|
II. Самостоятельная работа в клинике.
В отделении больных коклюшем: 1. Знакомство с основными организационными принципами работы боксированного коклюшного отделения детской инфекционной больницы. 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни (длительность инкубационного периода, появление кашля и его характер, репризы, рвота, особенность приступообразного кашля характеризующегося серией выдыхательных кашлевых точков, их частота). 4. Анамнез жизни (преморбидный фон ребенка, сведения о профилактических прививках). 5. Объективное обследование больного: оценка общего состояния; осмотр кожи и слизистых (одутловатость лица, петехиальные кровоизлияния, кровоизлияния в склеру, язвочка на уздечке языка и др.); исследование сердечно-сосудистой системы; исследование органов дыхания (цианоз, апноэ, пневмомедиастинум, подкожная эмфизема, пневмоторакс, изменение частоты и глубины дыхания, изменение перкуторных и аускультативных данных); исследование нервной системы (общемозговые симптомы – раздражительность, плаксивость ребенка, параличи и др.); исследование органов брюшной полости.
|
|
При осмотре ребенка в межприступном периоде обратить внимание на бледность, одутловатость лица, акроцианоз, кровоизлияния в конъюнктиву и кожу верхней части туловища, вздутие грудной клетки. При перкуссии: коробочный звук над легкими, укорочение, соответствующее ателектазу или пневмоническому очагу. При аускультации: сухие, средне- и крупнопузырчатые хрипы. При обследовании органов кровообращения – приглушение тонов, акцент II тона на легочной артерии, тахикардию. Во время приступа обратить внимание на поведение и положение ребенка, изменение цвета лица, появление слезотечения, выделение вязкой мокроты, «закаты», характеризующие приступ коклюшного кашля, наличие язвочки на уздечке языка. У детей раннего возраста обратить внимание на укорочение катарального периода, удлинение периода спазматического кашля, эквиваленты коклюшного кашля и такие осложнения, как пневмония, менингоэнцефалит, круп и др. 6. Данные лабораторного исследования: анализ крови (гиперлейкоцитоз, лимфоцитоз, замедленная СОЭ); бактериологическое исследование; серологическое исследование. 7. Данные рентгенологического исследования грудной клетки. 8. Обоснование клинического диагноза. 9. Дифференциальный диагноз (ОРВИ, корь и др.). 10. Особенности клинического течения коклюша у данного больного. Возможные осложнения – специфические (коклюшная пневмония, эмфизема средостенья и подкожная, ателектазы, кровотечения из носа и заглоточного пространства, бронхов, из наружного слухового прохода, кровоизлияния в склеру, сетчатку глаза, головной мозг) и неспецифические, резидуальные. 11. Обоснование комплексной терапии: санитарно-гигиенический режим, режим дня, режим питания, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия, седативные средства, стимулирующие препараты и др.), физиотерапия. 12. Прогноз и сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 13. Меры профилактики: пассивная иммунизация гамма-глобулином; активная иммунизация; мероприятия по ликвидации эпидемического очага. 14. Решение задач.
Разбор больных скарлатиной
и инфекционным мононуклеозом
.
Цель занятия: 1. Изучить клинические и патоморфологические проявления скарлатины у детей разного возраста. 2. Изучить особенности этиологии, эпидемиологии, иммунологии и клинического течения скарлатины у детей на современном этапе. 3. Освоить основы своевременной диагностики и дифференциального диагноза скарлатины с другими заболеваниями, протекающими с ангиной и экзантемой. 4. Освоить принципы рациональной терапии скарлатины. 5. Изучить основные принципы профилактики у детей. 6. Изучить клиническую картину, дифференциальную диагностику и лечение инфекционного мононуклеоза.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
А. Скарлатина: 1. Этиология. 2. Эпидемиология. 3. Патогенез. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Осложнения. 8. Лечение. 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемиологической службы в организации профилактических мероприятий)..В. Инфекционный мононуклеоз: этиопатогенез, эпидемиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика.
II. Самостоятельная работа в клинике.
А. В отделении больных скарлатиной: 1. Знакомство с основными организационными принципами работы боксированного отделения. Современные принципы раздельной госпитализации больных, соблюдение инфекционного режима отделения (маски, дополнительные халаты в разных по профилю палатах, мытье рук и т. д.). 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни: начальные симптомы скарлатины – острое начало, гипертермия, рвота, боль в горле при глотании и т. д. 4. Анамнез жизни: особенности преморбидного фона. 5. Объективное обследование больного: оценка общего состояния, осмотр кожи (характер сыпи, ее локализация, фон кожи, дермографизм, сухость и «пагреневость» кожи и др. кожные проявления), осмотр слизистых оболочек (энантема, ангина, малиновый язык). Исследование лимфатических узлов (увеличение, болезненность), исследование сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Исследование пищеварительной, мочевыделительной и нервной системы (общемозговые явления, изменения со стороны ВНС). 6. Данные лабораторного (анализ крови, мочи, результаты бактериологического исследования) и функциональных методов исследования (ЭКГ, ФКГ). 7. Обоснование клинического диагноза. 8. Дифференциальный диагноз (с различными формами дифтерии зева, корью, краснухой, псевдотуберкулезном, потницей, ветряной оспой, медикаментозной или сывороточной болезнью). 9. Особенности клинического течения скарлатины у данного больного. Возможные (ранние и поздние) осложнения. 10. Обоснование комплексной рациональной терапии: санитарно-гигиенический режим, режим дня, режим питания, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия), физиотерапия, серотерапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 12. Меры профилактики: пассивная иммунизация гамма-глобулином; мероприятия по ликвидации эпидемического очага. 13. Решение задач.
|
|
Б. В диагностическом отделении (самостоятельная курация больных с инфекционным мононуклеозом, лакунарной ангиной, ангиной Симановского, грибковой ангиной, со стенозом гортани, здоровых носителей дифтерийных бактерий и, возможно, больных с различными формами дифтерии): 1. Знакомство с основными организационными принципами и структурой диагностического отделения. 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни. 4. Анамнез жизни. 5. Объективное обследование больного: общее состояние, осмотр кожи, осмотр слизистых оболочек зева, пальпация лимфатических узлов, печени и селезенки. Исследование сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочевыделительной системы. Исследование нервной системы (черепно-мозговая и периферическая иннервация). 6. Формулировка предварительного диагноза. 7. Данные лабораторного (анализ крови, мочи), бактериологического и функционального исследования. 8. Обоснование клинического диагноза. 9. Дифференциальный диагноз. 10. Обоснование комплексной рациональной терапии: санитарно-гигиенический режим, уход, диета, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия); физиотерапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара. 12. Меры профилактики.
|
|