/. «Новогодняя елка». Коллективная работа на большом листе бумаги. Первый этап работы представляет собой комментированное рисование педагогом елки, которую малыши должны украсить и сравнить с реальной елкой.
Оборудование: тонированный лист обойной бумаги, прикрепленный на стенку, украшенная елочка, пластилин и пуговицы, природный материал.
Речевой материал: елка, нарядная елка, украшения, украсим елку, прикрепи.
2. «Медведь зимой». Коллективная работа, первый этап которой представляет собой комментированное рисование педагогом берлоги, где спит медведь.
Следующим этапом является обсуждение рисунка. Малыши с помощью жестов, звукоподражаний и простых слов отвечают на вопросы: «Кто это?», «Что медведь делает?»
Далее педагог рассказывает стихотворение, сопровождая его жестами.
После этого малыши должны подготовить «хлопья снега», оторвав для этого кусочки ваты или белой бумаги, и наклеить их на панно. Клеить детям помогают педагоги.
146
Vх Когда работа закончена, стихотворение читается повторно, педагог фиксирует внимание на слове «снег», показывая на прикрепленные детьми кусочки ваты или бумаги.
Оборудование: лист бумаги, прикрепленный к стене, цветные мелки и фломастеры, вата ияи бумага, тарелочки, клеящий карандаш.
Речевой материал: стихотворение: И. Токмаковой.
И на горке снег, Снег, И под горкой снег, снег. А под снегом спит медведь! Тише! Тише! Не шуметь!
3. «Подарокмаме». Индивидуальная работа на листе картона, на котором предварительно изображен стебель и листья цветка. Рассмотрев букет из натуральных цветов, малыши изготавливают аппликацию цветка. Для этого используются кусочки гофрированной бумаги, которые дети предварительно отрывают и складывают на тарелочку. Детали наклеиваются с помощью клеющего карандаша.
Оборудование: букетик цветов, разноцветные листы гофрированной бумаги, листы картона с изображением стебля и листьев, тарелочки, тряпочки, клеящие карандаши.
Речевой материал: цветы, букет, подарок, подари.
Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки Задачи
Привлекать внимание к действиям других детей, стимулировать взаимодействие и общение.
Совершенствовать качество движений.
Формировать моторное планирование.
Стимулировать использование цепочки последовательных действий для достижения игровой цели.
Формируемые умения и навыки
• Ходить, таща за собой предмет. &
Ьм • Ходить по доске шириной 20 см, лежащей на полу. *
• Ходить по доске 30 см, лежащей наклонно на полу, угол
наклона 30°.
• Пятиться.
• Нагибаться к предмету без опоры.
• Садиться и играть на корточках.
147
Подниматься на порог, на кубик и сходить с него. ь Переступать через невысокие (5-7 см) препятствия. Спрыгивать с возвышения (10-15 см). Качаться на качелях с помощью взрослого. Совершать раскачивающие движения. Залезть на детскую горку и съехать с нее. Во время ходьбы произвольно выбирать направление. Ударяет ногой по большому, катящемуся мячу. Забрасывать мячик в корзину. Начинать прыгать, чуть отрывая ноги от пола.
Игры и упражнения. Оборудование
«Пройди по мосту» (широкие табуреты). «Мы шагаем по тропинке» (проложить дорожку из лент или проложить тактильную дорожку буквой «Г» или «П») «Покачаемся с другом» (качалка на 2-3 человека). «Бим-бом» (бревно). «Играем в кегли» (кегли). «Едем с горки» (детская горка). «Забрось мячи в трубу» (мячи, труба). «Учимся прыгать» (устойчивый кубик).
Подготовка к еде, еда Задачи
Обращать внимание на действия других детей, взаимодействовать друг с другом.
Пользоваться салфеткой по мере надобности.
Мыть руки перед едой с небольшой помощью взрослых, вешать полотенце на крючок.
Благодарить после еды без напоминания
Учить переносить стул с места на место.
Учить правильно ставить стул к столу и садиться на него.
Учить накрывать на стол с помощью взрослого.
Собирать и относить посуду.
Речевой материал: тарелка, ложка, чашка, сок, печенье, салфетка, посуда, банан, ешь, пей, держи ложку, садись, попроси, вытри рот, положи тарелку в тазик, сложи посуду, отнеси на кухню, мой руки, вытирай руки.
Прощание
Задачи
По сигналу гонга самостоятельно вернуться в игровую комнату, встать в круг и взявшись за руки, попрощаться.
148
VI блок
Логопедическое занятие Задачи
Учить отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что делает?», «Какой?», «Где»?, «На чем я играю?», используя жесты, звукоподражания, простые слова.
Разъяснять смысл цепочки действий.
Комбинировать в речи слова и жесты.
Речевой материал
Повторение
Новый материал
Существительные: дед, баба, мышка, ежик, петушок, лошадка, свинка, цып ленок, лягушка, телефон, банан, яблоке груша, яйцо, косточка, кровать, стул, стол, губка, зубная щетка, полотенце, тарелка, кастрюля, посуда, дом, кубик, колени
Глаголы: сломались, бить, плакать, кудахтать, звонить по телефону (алло), варить, чистить зубы, мыться, мыть лицо, вытирать лицо, руки, причесываться, писать (на горшок), бежать (побежали, бегом), вставать (вставай), кататься, заходи
Прилагательные: маленький, большой, красивый, высокий, низкий, чистый, грязный
Другие части речи: нельзя, больше нет,
я, ты, под, в
Песенки и потешки с жестами: «Головка
кивает», «А курочка по зернышкам»,
«Сначала буду маленьким», «Пальчик
о пальчик», «У медведя дом большой»,
«Это кошка Мурка»
Сказки: «Теремок», «Курочка Ряба»
Рассказ: «Утро Степы»
Существительные: девочка, мальчик, салфетка, нож, вилка, горшок, мыло, кровать, каша
Глаголы: вытереть (вытри рот, руки, стол), резать, варить, мешать (помешивать), сыпать (солить, крошить, кормить птичек)
Прилагательные: грустный (плачет), веселый (смеется), мокрый, сухой, красный, желтый, зеленый, синий
Другие части речи: тихо, громко, быстро, медленно Песенки и потешки с жестами: «Мишка едет», «Вот собачка Жучка»
Сказки: «Колобок» Рассказ: «Утро Степы» -расширенный вариант
Игры и задания: «Кто к нам пришел?», «Позови друга!», «Смотри и повторяй!», «Слушай и выполняй!», «Слушай и говори!», «На чем играю?», «Что случилось?», «Куда спрятались игрушки?», «Подпевай», «Про кого я говорю?», «Театр кукол», «Катаем зверят».
149
Свободная игра *^» * 'V
Задачи
Стимулировать взаимодействие детей во время игры, организовывать парную игру.
Поощрять воспроизведение детьми цепочки действий, с которой они познакомились на логопедическом занятии.
Стимулировать появление и использование элементов сюжетной игры.
Поощрять исследовательские действия, учить находить и доставать интересную игрушку.
Поощрять участие в общей игре в мяч, организованной взрослым.
Поощрять поиск и использование в игре оборудования, расположенного в других помещениях центра.
Игрушки и оборудование: Музыкальные игрушки, мяч, машина, посуда, телефон, мягкие игрушки, сундук, ширма, разъемный дом, игрушки «бибабо», крупное оборудование (горка, бассейн с шариками, качели и т. д.).
Задачи
Побуждать детей наблюдать за действиями сверстников, передавать бубен по кругу.
Продолжать учить вслушиваться в слова песенки и сопровождать их жестами и звукоподражаниями, откликаться на свое имя, выполнять просьбу, включающую в себя имена других детей.
Поощрять стремление выбрать песенку, которую хотят услышать, сообщать о своем выборе, используя жесты и звукоподражания.
Оборудование: бубен, курочка, зайка, дудочка, гармошка, барабан, кубики, рисунки-символы к каждой песенке.