Крупная моторика и пространственная ориентировка

 

Навыки Выполняет с помощью. Дата и вид помощи Выполня­ет после напоми­нания Выпол­няет самосто­ятельно
1. Передвигается целенаправ-      
ленно:      
• смена поз;      
• ползай ье;      
• ходьба;      
• преодоление препятствий      
2. Планирует действия:      
• выделяет цель;      
• соблюдает последователь-      
ность действий,      
• понимает, что результат      
достигнут      
Примечания      

Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация

 

Навыки Выполняет с помощью Дата и вид помощи Выполня­ет после напоми­нания Выпол­няет самосто­ятельно
1. Использует в деятельности:      
• ладонный захват;      
• ладонно-пальцевой захват      
• щепоть;      
• пальцевой      
2. Планирует действия:      
• выделяет цель,      
• соблюдает последователь-      
ность действий;      
• понимает, что результат      
достигнут      

Примечание. Захваты «щепотью» и «пальцевой» в рисовании использу-

ются позже, чем в других видах деятельности, поэтому в графах может быть

проставлено две даты, например: 15.03.2002, 07.05 2002 (дата рисования).

162



Навыки самообслуживания

 

Навыки Выполняет с помощью. Дата и вид помощи Выполня­ет после напоми­нания Выпол­няет самосто­ятельно
1.Еда      
• Ест твердую пищу руками а    
• Ест ложкой вязкую пищу      
• Ест ложкой жидкую пищу      
• Ест вилкой      
2. Питье      
• Пьет из чашки      
• Наливает питье в чашку      
3. Одевание и раздевание      
• Снимает одежду      
• Надевает простую одежду      
4. Гигиена тела      
• Моет руки      
• Моет лицо      
• Чистит зубы      
5. Пользование туалетом 1    
• Сидит на горшке -   -
• Просится на горшок      

Примечание. Часть данных вносится со слов матери.

163


4                                                                                             Приложение2

Заполняется родителями дома для самостоятельной работы I

по расширению словаря                             I

I

1

Обследование словаря

Первые слова                                     ,

Фамилия и имя ребенка____________________         _;

Дата рождения__________________________     ._.____

Адрес_

Дата первого обследования

Педагоги

Дополнительная информация_

164


Что такое «листы обследования»?                     мо•*

Листы обследования включают первые слова, используемые детьми. Таблицы составлены нами на основе рекомендаций, поме­щенных в книге: «Еаг1у Уеагз Оеуе1ортеп1 апс! Еёисагюп Гог 1пГап1з у/18п оо\уп зупёготе (0-5 уеагз) Ьу 8ие Вис1аеу, СПНап В1г<1 апй Ргап1с ВисЫеу». Словарь подобран с учетом материала групповых занятий, в него вошли также наиболее часто встречающиеся бы­товые слова.

Нет двух детей, у которых в одном и том же возрасте был одинаковый словарь, однако на основании своего опыта работы с детьми раннего возраста мы выделили чуть больше ста слов, по­нимание и использование которых поможет ребенку общаться с окружающими его людьми. Крайне важно, чтобы в словарь вхо­дили не только существительные, но и другие категории слов.


Советы родителям Как листы обследования могут помочь развитию речи ребенка

Регулярно заполняя листы, вы будете четко представлять объем пассивного и активного словаря ребенка. Это поможет вам про­анализировать, слов какой категории у вашего малыша не хвата­ет, какие слова он только повторяет за вами, а какие уже исполь­зует самостоятельно. Эти и другие сведения позволят вам пра­вильно спланировать работу по развитию речи и проконтролиро­вать динамику развития.

Использование листов обследования

/. Заполните лист обследования

• В первой колонке поставьте галочку и дату, если вы уве­
рены, что ребенок понимает слово. Если у вас есть сомне­
ния, предложите ребенку выбор из двух предметов или
действий.

• Во второй колонке поставьте галочку и дату, если ребе­
нок понимает слово и обозначает его жестом по подража­
нию или самостоятельно.

• В третьей колонке поставьте галочку и дату, если ребенок
понимает и повторяет слово. Запишите, как он его произ­
носит, например: би-би (машина).

165


• В четвертой колонке поставьте галочку, дату и запишите,
как ребенок произносит слово, если он самостоятельно

«,       говорит слово в правильном контексте (не менее 3 раз).

• В пятой, последней, колонке поставьте галочку, дату и
образец произнесения, если ребенок произносит слово

I       внятно и понятно для постороннего.











Выберите слова для работы по развитию речи

Одинаково важно работать и над пониманием речи (импрес-сивная речь) и над собственной речью ребенка (экспрессивная речь), поэтому вам понадобится составить два разных списка. Под­берите слова, которые, по вашему мнению, будут интересны ре­бенку и которые вы сможете включить в повседневную жизнь. Выберите по пять слов, подбирая слова, относящиеся к разным категориям, например, 3 существительных, 1 глагол, 1 описание. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог соединять 2-3 слова вместе.

Импрессивная речь

Выберите пять слов, которые еще не отмечены в первой ко­лонке, и включите их в игры и повседневную жизнь. Когда вы будете уверены, что ваш ребенок понимает их и может показать при выборе из двух не менее трех раз, отметьте их в первой колонке и подберите следующие пять слов.

Экспрессивная речь

Выберите пять слов, отмеченных вами во второй или третьей колонке. Стимулируйте их использование в речи, начинайте с имеющихся у ребенка звуков. Когда вы услышите, что ребенок использует слово по подражанию или самостоятельно, отметьте его в соответствующей колонке. Когда у ребенка будет более 50 слов, поощряйте соединять их вместе.

Отмечайте прогресс

Используйте листы для регистрации вновь появившихся слов в соответствующей колонке.

Многие слова появляются сами, без специальной предвари­тельной работы.

Возможно, вам будет удобно в течение недели записывать в календаре, что нового появилось у ребенка в его коммуникатив­ных навыках: жесты, слова, звуки, которые он начинает ис-

166


пользовать. В конце недели вы можете п в листы обследования.


Необходимое"


4. Индивццуальный темп развития                                            \

У многих детей с синдромом Дауна проходит два года и боль­ше (с 12 месяцев до 3 лет и старше), пока они начнут понимать и обозначать с помощью жестов или устной речи 100 слов.

Темп и уровень развития речи индивидуален для каждого ребенка, важно не сравнивать детей между собой, а регистриро­вать темп развития каждого ребенка. Даже если у вашего ребенка появилось всего одно или два новых жеста или слова в месяц, обязательно отметьте их в таблице.

Для возникновения нескольких жестов и/или слов обычно требуется очень много времени, потом обычно темп развития речи увеличивается, так как ребенок начинает понимать, что все име­ет свое название.

 

Слова 1 Понима- 2 Обозна- 3 Повторя- 4 Сам исполь- 5 Говорит
  ет (дата) чает жестом ет слово зует слово внятно для
    (дата) (дата и обра- (дата и обра- посторонних
      зец произ- зец произ- (дата и
      несения) несения) образец)
1 2 3 4 5 6
Существи-          
тельные          
Животные          
Зайчик          
Кошка          
Курочка          
Лошадь          
Медведь          
Петушок          
Птичка          
Рыба         1
Свинка          
Собака          
Утка          
Цыпленок          
Одежда/          
обувь          
Ботинки          
Носки          
Пальто          

167


1 2 3 4 5 6
Трусы          
Шапка          
Штаны.          
Предметы          
обихода          
Ложка          
Свет          
Тарелка          
Телефон          
Часы          
Чашка          
Люди          
Собственное          
имя          
Бабушка          
Девочка          
Дедушка          
Дядя          
Мальчик          
Мама          
Папа          
Тетя          
Дом          
Ванна          
Кровать          
Стол          
Стул          
Телевизор          
Еда          
Банан          
Каша          
Молоко          
Печенье          
Сок          
Хлеб          
Яблоко          
Вне дома          
Дождь          
Дом          
Дорога          
Дерево          
Качели          
Снег          
Трава          
Цветы          
Игрушки          
Книга          
Кубики          
Кукла          

168


1 2 3 4 Г5 6
Мяч          
Пирамида          
Части лица          
и тела          
Волосы          
Глаза          
Живот          
Зубы          
Ноги          
Нос          
Рот          
Руки          
Уши          
Язык          
Транспорт          
Автобус          
Машина          
Самолет          
Глаголы          
Бросить          
Встать          
Дать          
Звонить          
по телефону          
Играть          
Кушать          
Махать          
Нарисовать          
Пить          
Плакать          
Положить          
Поцеловать          
Причесыва-          
ться          
Сесть          
Скакать          
Слушать          
Смотреть          
Спать          
Танцевать          
Топать          
Уйти          
Упасть          
Ходить          
Хотеть          
Чистить          
зубы          

169


1 2 3 4 5 6
Описания          
Большой          
Грязный          
Красивый          
Маленький          
Теплый          
Холодный          
Хороший          
Чистый          
Расположе-          
ние          
Вверх          
Вниз          
Из          
На          
Там          
Принадлеж-          
ность          
Мамин          
Мой          
Папин          
Социаль-          
ные          
Да          
Нет          
Пока          
Привет          
Спасибо          
Вопросы          
Где?          
Что?          

170


>:                                                                                                                                                    Приложение 3










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: