Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Передвигается целенаправ- | |||
ленно: | |||
• смена поз; | |||
• ползай ье; | |||
• ходьба; | |||
• преодоление препятствий | |||
2. Планирует действия: | |||
• выделяет цель; | |||
• соблюдает последователь- | |||
ность действий, | |||
• понимает, что результат | |||
достигнут | |||
Примечания |
Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация
Навыки | Выполняет с помощью Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно | ||
1. Использует в деятельности: | |||||
• ладонный захват; | |||||
• ладонно-пальцевой захват | |||||
• щепоть; | |||||
• пальцевой | |||||
2. Планирует действия: | |||||
• выделяет цель, | |||||
• соблюдает последователь- | |||||
ность действий; | |||||
• понимает, что результат | |||||
достигнут | |||||
Примечание. Захваты «щепотью» и «пальцевой» в рисовании использу-
| |||||
ются позже, чем в других видах деятельности, поэтому в графах может быть | |||||
проставлено две даты, например: 15.03.2002, 07.05 2002 (дата рисования). |
162
Навыки самообслуживания
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1.Еда | |||
• Ест твердую пищу руками | а | ||
• Ест ложкой вязкую пищу | |||
• Ест ложкой жидкую пищу | |||
• Ест вилкой | |||
2. Питье | |||
• Пьет из чашки | |||
• Наливает питье в чашку | |||
3. Одевание и раздевание | |||
• Снимает одежду | |||
• Надевает простую одежду | |||
4. Гигиена тела | |||
• Моет руки | |||
• Моет лицо | |||
• Чистит зубы | |||
5. Пользование туалетом | 1 | ||
• Сидит на горшке | - | - | |
• Просится на горшок | |||
Примечание. Часть данных вносится со слов матери. |
163
4 Приложение2
Заполняется родителями дома для самостоятельной работы I
по расширению словаря I
I
1
Обследование словаря
Первые слова ,
Фамилия и имя ребенка____________________ _;
Дата рождения__________________________ ._.____
|
|
Адрес_
Дата первого обследования
Педагоги
Дополнительная информация_
164
Что такое «листы обследования»? мо•*
Листы обследования включают первые слова, используемые детьми. Таблицы составлены нами на основе рекомендаций, помещенных в книге: «Еаг1у Уеагз Оеуе1ортеп1 апс! Еёисагюп Гог 1пГап1з у/18п оо\уп зупёготе (0-5 уеагз) Ьу 8ие Вис1аеу, СПНап В1г<1 апй Ргап1с ВисЫеу». Словарь подобран с учетом материала групповых занятий, в него вошли также наиболее часто встречающиеся бытовые слова.
Нет двух детей, у которых в одном и том же возрасте был одинаковый словарь, однако на основании своего опыта работы с детьми раннего возраста мы выделили чуть больше ста слов, понимание и использование которых поможет ребенку общаться с окружающими его людьми. Крайне важно, чтобы в словарь входили не только существительные, но и другие категории слов.
Советы родителям Как листы обследования могут помочь развитию речи ребенка
Регулярно заполняя листы, вы будете четко представлять объем пассивного и активного словаря ребенка. Это поможет вам проанализировать, слов какой категории у вашего малыша не хватает, какие слова он только повторяет за вами, а какие уже использует самостоятельно. Эти и другие сведения позволят вам правильно спланировать работу по развитию речи и проконтролировать динамику развития.
Использование листов обследования
/. Заполните лист обследования
• В первой колонке поставьте галочку и дату, если вы уве
рены, что ребенок понимает слово. Если у вас есть сомне
ния, предложите ребенку выбор из двух предметов или
действий.
• Во второй колонке поставьте галочку и дату, если ребе
нок понимает слово и обозначает его жестом по подража
нию или самостоятельно.
• В третьей колонке поставьте галочку и дату, если ребенок
понимает и повторяет слово. Запишите, как он его произ
носит, например: би-би (машина).
165
• В четвертой колонке поставьте галочку, дату и запишите,
как ребенок произносит слово, если он самостоятельно
«, говорит слово в правильном контексте (не менее 3 раз).
• В пятой, последней, колонке поставьте галочку, дату и
образец произнесения, если ребенок произносит слово
I внятно и понятно для постороннего.
Выберите слова для работы по развитию речи
Одинаково важно работать и над пониманием речи (импрес-сивная речь) и над собственной речью ребенка (экспрессивная речь), поэтому вам понадобится составить два разных списка. Подберите слова, которые, по вашему мнению, будут интересны ребенку и которые вы сможете включить в повседневную жизнь. Выберите по пять слов, подбирая слова, относящиеся к разным категориям, например, 3 существительных, 1 глагол, 1 описание. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог соединять 2-3 слова вместе.
Импрессивная речь
Выберите пять слов, которые еще не отмечены в первой колонке, и включите их в игры и повседневную жизнь. Когда вы будете уверены, что ваш ребенок понимает их и может показать при выборе из двух не менее трех раз, отметьте их в первой колонке и подберите следующие пять слов.
Экспрессивная речь
Выберите пять слов, отмеченных вами во второй или третьей колонке. Стимулируйте их использование в речи, начинайте с имеющихся у ребенка звуков. Когда вы услышите, что ребенок использует слово по подражанию или самостоятельно, отметьте его в соответствующей колонке. Когда у ребенка будет более 50 слов, поощряйте соединять их вместе.
Отмечайте прогресс
Используйте листы для регистрации вновь появившихся слов в соответствующей колонке.
Многие слова появляются сами, без специальной предварительной работы.
Возможно, вам будет удобно в течение недели записывать в календаре, что нового появилось у ребенка в его коммуникативных навыках: жесты, слова, звуки, которые он начинает ис-
|
|
166
пользовать. В конце недели вы можете п в листы обследования.
Необходимое"
4. Индивццуальный темп развития \
У многих детей с синдромом Дауна проходит два года и больше (с 12 месяцев до 3 лет и старше), пока они начнут понимать и обозначать с помощью жестов или устной речи 100 слов.
Темп и уровень развития речи индивидуален для каждого ребенка, важно не сравнивать детей между собой, а регистрировать темп развития каждого ребенка. Даже если у вашего ребенка появилось всего одно или два новых жеста или слова в месяц, обязательно отметьте их в таблице.
Для возникновения нескольких жестов и/или слов обычно требуется очень много времени, потом обычно темп развития речи увеличивается, так как ребенок начинает понимать, что все имеет свое название.
Слова | 1 Понима- | 2 Обозна- | 3 Повторя- | 4 Сам исполь- | 5 Говорит |
ет (дата) | чает жестом | ет слово | зует слово | внятно для | |
(дата) | (дата и обра- | (дата и обра- | посторонних | ||
зец произ- | зец произ- | (дата и | |||
несения) | несения) | образец) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Существи- | |||||
тельные | |||||
Животные | |||||
Зайчик | |||||
Кошка | |||||
Курочка | |||||
Лошадь | |||||
Медведь | |||||
Петушок | |||||
Птичка | |||||
Рыба | 1 | ||||
Свинка | |||||
Собака | |||||
Утка | |||||
Цыпленок | |||||
Одежда/ | |||||
обувь | |||||
Ботинки | |||||
Носки | |||||
Пальто |
167
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Трусы | |||||
Шапка | |||||
Штаны. | |||||
Предметы | |||||
обихода | |||||
Ложка | |||||
Свет | |||||
Тарелка | |||||
Телефон | |||||
Часы | |||||
Чашка | |||||
Люди | |||||
Собственное | |||||
имя | |||||
Бабушка | |||||
Девочка | |||||
Дедушка | |||||
Дядя | |||||
Мальчик | |||||
Мама | |||||
Папа | |||||
Тетя | |||||
Дом | |||||
Ванна | |||||
Кровать | |||||
Стол | |||||
Стул | |||||
Телевизор | |||||
Еда | |||||
Банан | |||||
Каша | |||||
Молоко | |||||
Печенье | |||||
Сок | |||||
Хлеб | |||||
Яблоко | |||||
Вне дома | |||||
Дождь | |||||
Дом | |||||
Дорога | |||||
Дерево | |||||
Качели | |||||
Снег | |||||
Трава | |||||
Цветы | |||||
Игрушки | |||||
Книга | |||||
Кубики | |||||
Кукла |
168
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | Г5 | 6 |
Мяч | |||||
Пирамида | |||||
Части лица | |||||
и тела | |||||
Волосы | |||||
Глаза | |||||
Живот | |||||
Зубы | |||||
Ноги | |||||
Нос | |||||
Рот | |||||
Руки | |||||
Уши | |||||
Язык | |||||
Транспорт | |||||
Автобус | |||||
Машина | |||||
Самолет | |||||
Глаголы | |||||
Бросить | |||||
Встать | |||||
Дать | |||||
Звонить | |||||
по телефону | |||||
Играть | |||||
Кушать | |||||
Махать | |||||
Нарисовать | |||||
Пить | |||||
Плакать | |||||
Положить | |||||
Поцеловать | |||||
Причесыва- | |||||
ться | |||||
Сесть | |||||
Скакать | |||||
Слушать | |||||
Смотреть | |||||
Спать | |||||
Танцевать | |||||
Топать | |||||
Уйти | |||||
Упасть | |||||
Ходить | |||||
Хотеть | |||||
Чистить | |||||
зубы |
169
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Описания | |||||
Большой | |||||
Грязный | |||||
Красивый | |||||
Маленький | |||||
Теплый | |||||
Холодный | |||||
Хороший | |||||
Чистый | |||||
Расположе- | |||||
ние | |||||
Вверх | |||||
Вниз | |||||
Из | |||||
На | |||||
Там | |||||
Принадлеж- | |||||
ность | |||||
Мамин | |||||
Мой | |||||
Папин | |||||
Социаль- | |||||
ные | |||||
Да | |||||
Нет | |||||
Пока | |||||
Привет | |||||
Спасибо | |||||
Вопросы | |||||
Где? | |||||
Что? |
170
>: Приложение 3