«Ходи, да не падай!» (поролоновый мат).
«Прыжки на батуте» (батут).
«Переступаем через препятствия» (лестница на полу, небольшие плоские кирпичи).
«Пролезь в трубу» (труба с шарами).
«Поднимись по доске» (широкая доска, одним концом лежащая на невысоких кубиках).
«Катимся с горки» (горка, большинство справляется без помощи мамы).
«Спрыгни с кубика» (широкие кубики).
Подготовка к еде, еда Задачи
Обращать внимание на действия других детей, вступать во взаимодействие и общение.
Пользоваться салфеткой по мере надобности.
Мыть руки перед едой с небольшой помощью взрослых, вешать полотенце на крючок.
Благодарить после еды без напоминания.
Учить переносить стул с места на место.; Учить правильно ставить стул к столу и садиться на него.
Учить накрывать на стол с помощью взрослого.
Собирать и относить посуду.
Речевой материал: тарелка, ложка, чашка, сок, печенье, салфетка, посуда, банан, яблоко, груша, ешь, пей, держи ложку, садись, попроси, вытри рот, положи тарелку в тазик, сложи посуду, отнеси на кухню, мой руки, вытирай руки.
|
|
154
Прощание Г
Задачи
По сигналу гонга самостоятельно вернуться в ифовую ком-нату, встать в круг и, взявшись за руки, попрощаться.
Приблизительный речевой материал первого и второго годов обучения
Категория | Слова | Примечания |
Существительные | ||
животные | Зайчик | |
Кошка | ||
Курочка | ||
Лошадь | ||
Медведь | ||
Петушок | ||
Птичка | ||
Свинка | ||
Утка | ||
одежда . | Ботинки | |
Шапка ; | ||
Штаны 1 | ||
посуда . | Ложка | |
Тарелка | ||
Вилка | ||
Чашка ' | 1 | ||
люди | Собственное имя • | |
Бабушка | :.:'..•..*, V.. | |
Девочка ; | ||
Мальчик , ' | ||
Мама : | ||
Папа | ||
Тетя | ||
мебель | Кровать | |
Стол | ||
Стул | ||
еда | Банан | |
Каша | ||
Молоко | ||
Печенье | ||
Сок | ||
У!. | Яблоко | |
вне дома | Дождь | |
Дом | ||
Дорога | ||
Дерево |
155
Категория
Слова
Примечания
игрушки
части тела лица
транспорт изодеятельность
Глаголы
Снег Трава Цветы Игрушки Телефон Кубики Кукла Мяч
Пирамида Книга Волосы Глаза Живот Зубы Ноги Нос Рот Руки Уши Язык Машина Самолет Бумага Карандаш Кисточка Краски Мелок Пластилин Бросить Встать Дать
|
|
Звонить по телефону Играть Кушать Лепить Махать Нарисовать Пить Плакать Положить Поцеловать Причесываться Рисовать Сесть Скакать Слушать Смотреть Спать
156
Категория
Слова
Примечания
Прилагательные.
Расположение
Принадлежность Социальные слова
Вопросы
Выражения, регулирующие поведение
Песенки и потешки с жестами Связные тексты
Танцевать
Топать
Упасть
Грязный
Красивый
Теплый "**
Холодный
Хороший о ;'•
Чистый
Вверх
Вниз
В »°" "'•. :
Из * *
На - •>
Там
Мамин
Мой
Васин и т д
Да
Нет
Пока
Подожди
Привет
Спасибо
Где'
Кто?
На чем я играю?
Что'
Что делает9
Вытирай рот, руки
Занятие окончено
Можно встать
Мойте руки
Садитесь на стульчики
Слушаем и смотрим внимательно
Убери посуду
Используются все тексты,
помешенные в приложении
«Утро Степы»
.«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Колобок»
Примечание. Сюда вошли слова, выражения, песенки и сказки, с которыми дети познакомились на занятиях. Полное обследование речевого развития проводится родителями дома. Речевой материал для обследования родителями словаря своего ребенка, с последующей самостоятельной работой, помещены в приложении. Там же помещены и рекомендации по использованию этих таблиц.
157
Часть IV ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контрольные таблицы социально-эмоционального развития и навыков самообслуживания. Приложение 2. Обследование словаря. Приложение 3. Дополнительный справочный материал.
1. Перечень навыков самообслуживания, формируемых в дет
ском саду на третьем году жизни.
2. Навыки когнитивного развития детей раннего возраста.
3. Стадии умственного развития ребенка по Ж. Пиаже.
Приложение 4. Образцы бланков документации.
Приложение 5. Перечень игрушек для детей от года до трех
лет.
Приложение 6. Первые слова. Картинный словарь.
Приложение 7. Перечень картинок для стимуляции звукопро-изношения.
Приложение 8. Перечень картинок для выбора песенок и потешек.
Приложение 9. Песенки и потешки.
Примечание. Приложение 6 «Первые слова» издано отдельно в виде набора цветных картинок.
158
Приложение!. Заполняется психологом или педагогом на занятиях группы
Контрольные таблицы социально-эмоционального развития и навыков самообслуживания
Фамилия и имя ребенка______________________.______
Дата рождения___________ '________________________
Адрес_
Дата поступления в адаптационную группу_
Первый год обучения_ Второй год обучения__
С кем из членов семьи посещает группу_
Педагоги
Дополнительная информация_
159
Навыки, необходимые для нахождения в группе сверстников
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Ориентируется в игровой | |||
комнате | |||
2. Ориентируется в помеще- | |||
ниях центра | |||
3. Умеет сделать выбор игру- | |||
шки, вида деятельности | |||
4. Положительно относится | |||
к родителям других детей | |||
5. Положительно относится | |||
к другим детям | |||
6. Взаимодействие с детьми | |||
в игре: | |||
• наблюдает за игрой; | |||
• играет рядом; | |||
• начало совместной игры | |||
7. Участие в игре, организо- | |||
ванной взрослым: | |||
• выделяет начало и конец | |||
игры; | |||
• принимает правила игры | |||
8. Взаимодействие с детьми | |||
в деятельности: | |||
• выполняет задание, сидя | |||
с детьми за общим столом; | |||
• участвует в создании | |||
коллективных работ | |||
9. Понимает последователь- | |||
ность видов деятельности | |||
при постоянной структуре | |||
занятия | |||
10. Часть времени играет | |||
независимо от родителей | |||
11. Здоровается, прощается | |||
Примечания |
160
|
|
Коммуникативные навыки
Выполняет | Выполня- | Выпол- | |
Навыки | с помощью. | ет после | няет |
Дата и вид помощи | напоми- | самосто- | |
нания | ятельно | ||
о | |||
1. Сосредотачивает внимание | |||
на говорящем | ... | ||
2. Соблюдает очередность | а | ||
• П | |||
3. Использует в общении | •ш: | ||
невербальные средства | в | ||
4. Использует в общении | 4 | ||
вербальные средства | * | ||
* | |||
5. Отвечает на обращенную | \ | ||
речь | \ | П | |
6. Инициирует общение | 1 | ||
Примечания |
Навыки, необходимые для обучения
Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
1. Концентрирует внимание | .«Л | ||
на задании | 1 | ||
2. Выполняет инструкцию, | """'"" } | — | |
обращенную к группе | ч | ||
3. Соблюдает последователь- | |||
ность при выполнении | |||
задания | |||
4. Проявляет интерес | |||
к результату | |||
5. Радуется поощрению | |||
6. Понимает смысл слов, | |||
регулирующих поведение, | |||
например: садитесь на стуль- | |||
чики, смотрите, занятие | |||
окончено и т. д. | .•А | ||
Примечания | ; 1/ |
161
Использование двигательных навыков в деятельности
|
|