Игры и упражнения. Оборудование

«Ходи, да не падай!» (поролоновый мат).

«Прыжки на батуте» (батут).

«Переступаем через препятствия» (лестница на полу, неболь­шие плоские кирпичи).

«Пролезь в трубу» (труба с шарами).

«Поднимись по доске» (широкая доска, одним концом лежа­щая на невысоких кубиках).

«Катимся с горки» (горка, большинство справляется без по­мощи мамы).

«Спрыгни с кубика» (широкие кубики).

Подготовка к еде, еда Задачи

Обращать внимание на действия других детей, вступать во взаимодействие и общение.

Пользоваться салфеткой по мере надобности.

Мыть руки перед едой с небольшой помощью взрослых, вешать полотенце на крючок.

Благодарить после еды без напоминания.

Учить переносить стул с места на место.; Учить правильно ставить стул к столу и садиться на него.

Учить накрывать на стол с помощью взрослого.

Собирать и относить посуду.

Речевой материал: тарелка, ложка, чашка, сок, печенье, сал­фетка, посуда, банан, яблоко, груша, ешь, пей, держи ложку, садись, попроси, вытри рот, положи тарелку в тазик, сложи по­суду, отнеси на кухню, мой руки, вытирай руки.

154


Прощание                                                                   Г


Задачи

По сигналу гонга самостоятельно вернуться в ифовую ком-нату, встать в круг и, взявшись за руки, попрощаться.

Приблизительный речевой материал первого и второго годов обучения

 

Категория Слова Примечания
Существительные    
животные Зайчик  
  Кошка  
  Курочка  
  Лошадь  
  Медведь  
  Петушок  
  Птичка  
  Свинка  
  Утка  
одежда  . Ботинки  
  Шапка                                    ;  
  Штаны                                         1  
посуда   . Ложка  
  Тарелка  
  Вилка  
  Чашка                              ' | 1  
люди Собственное имя                     •  
  Бабушка :.:'..•..*, V..
  Девочка                                         ;  
  Мальчик                             ,  '  
  Мама                                         :  
  Папа  
  Тетя  
мебель Кровать  
  Стол  
  Стул  
еда Банан  
  Каша  
  Молоко  
  Печенье  
  Сок  
У!. Яблоко  
вне дома Дождь  
  Дом  
  Дорога  
  Дерево  

155


Категория


Слова


Примечания


 


игрушки

части тела лица

транспорт изодеятельность

Глаголы


Снег Трава Цветы Игрушки Телефон Кубики Кукла Мяч

Пирамида Книга Волосы Глаза Живот Зубы Ноги Нос Рот Руки Уши Язык Машина Самолет Бумага Карандаш Кисточка Краски Мелок Пластилин Бросить Встать Дать

Звонить по телефону Играть Кушать Лепить Махать Нарисовать Пить Плакать Положить Поцеловать Причесываться Рисовать Сесть Скакать Слушать Смотреть Спать


156


Категория


Слова


Примечания


 














Прилагательные.

Расположение

Принадлежность Социальные слова

Вопросы

Выражения, регули­рующие поведение

Песенки и потешки с жестами Связные тексты


Танцевать

Топать

Упасть

Грязный

Красивый

Теплый                      "**

Холодный

Хороший    о      ;'•

Чистый

Вверх

Вниз

В                             »°"     "'•. :

Из                                           * *

На                                           - •>

Там

Мамин

Мой

Васин и т д

Да

Нет

Пока

Подожди

Привет

Спасибо

Где'

Кто?

На чем я играю?

Что'

Что делает9

Вытирай рот, руки

Занятие окончено

Можно встать

Мойте руки

Садитесь на стульчики

Слушаем и смотрим внимательно

Убери посуду

Используются все тексты,

помешенные в приложении

«Утро Степы»

.«Курочка Ряба»

«Теремок»

«Колобок»


Примечание. Сюда вошли слова, выражения, песенки и сказки, с кото­рыми дети познакомились на занятиях. Полное обследование речевого разви­тия проводится родителями дома. Речевой материал для обследования родите­лями словаря своего ребенка, с последующей самостоятельной работой, по­мещены в приложении. Там же помещены и рекомендации по использованию этих таблиц.

157





Часть IV ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Контрольные таблицы социально-эмоциональ­ного развития и навыков самообслуживания. Приложение 2. Обследование словаря. Приложение 3. Дополнительный справочный материал.

1. Перечень навыков самообслуживания, формируемых в дет­
ском саду на третьем году жизни.

2. Навыки когнитивного развития детей раннего возраста.

3. Стадии умственного развития ребенка по Ж. Пиаже.
Приложение 4. Образцы бланков документации.
Приложение 5. Перечень игрушек для детей от года до трех

лет.

Приложение 6. Первые слова. Картинный словарь.

Приложение 7. Перечень картинок для стимуляции звукопро-изношения.

Приложение 8. Перечень картинок для выбора песенок и поте­шек.

Приложение 9. Песенки и потешки.

Примечание. Приложение 6 «Первые слова» издано отдельно в виде на­бора цветных картинок.

158


Приложение!. Заполняется психологом или педагогом на занятиях группы





Контрольные таблицы социально-эмоционального развития и навыков самообслуживания

Фамилия и имя ребенка______________________.______

Дата рождения___________ '________________________

Адрес_

Дата поступления в адаптационную группу_

Первый год обучения_ Второй год обучения__

С кем из членов семьи посещает группу_

Педагоги

Дополнительная информация_

159



Навыки, необходимые для нахождения в группе сверстников

 

Навыки Выполняет с помощью. Дата и вид помощи Выполня­ет после напоми­нания Выпол­няет самосто­ятельно
1. Ориентируется в игровой      
комнате      
2. Ориентируется в помеще-      
ниях центра      
3. Умеет сделать выбор игру-      
шки, вида деятельности      
4. Положительно относится      
к родителям других детей      
5. Положительно относится      
к другим детям      
6. Взаимодействие с детьми      
в игре:      
• наблюдает за игрой;      
• играет рядом;      
• начало совместной игры      
7. Участие в игре, организо-      
ванной взрослым:      
• выделяет начало и конец      
игры;      
• принимает правила игры      
8. Взаимодействие с детьми      
в деятельности:      
• выполняет задание, сидя      
с детьми за общим столом;      
• участвует в создании      
коллективных работ      
9. Понимает последователь-      
ность видов деятельности      
при постоянной структуре      
занятия      
10. Часть времени играет      
независимо от родителей      
11. Здоровается, прощается      
Примечания      

160



Коммуникативные навыки

 

  Выполняет Выполня- Выпол-
Навыки с помощью. ет после няет
  Дата и вид помощи напоми- самосто-
    нания ятельно
о      
1. Сосредотачивает внимание      
на говорящем     ...
2. Соблюдает очередность а    
      • П
3. Использует в общении     •ш:
невербальные средства     в
4. Использует в общении     4
вербальные средства     *
      *
5. Отвечает на обращенную \    
речь \   П
6. Инициирует общение 1    
Примечания      

Навыки, необходимые для обучения

 

Навыки Выполняет с помощью. Дата и вид помощи Выполня­ет после напоми­нания Выпол­няет самосто­ятельно
1. Концентрирует внимание .«Л    
на задании 1    
2. Выполняет инструкцию, """'"" }  
обращенную к группе ч    
3. Соблюдает последователь-      
ность при выполнении      
задания      
4. Проявляет интерес      
к результату      
5. Радуется поощрению      
6. Понимает смысл слов,      
регулирующих поведение,      
например: садитесь на стуль-      
чики, смотрите, занятие      
окончено и т. д.   .•А  
Примечания   ; 1/  

161



Использование двигательных навыков в деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: