Федеральный государственный образовательный стандарт и новая модель экологического воспитания и образования школьников

Система экологического образования: организация работы по формированию экологического сознания личности

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.

Часть 1.

Федеральный государственный образовательный стандарт и новая модель экологического воспитания и образования школьников

«Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг» - так записано в преамбуле документа «Хартия Земли».

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования.   Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования.

ФГОС является социальным инструментом ее реализации. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Согласно ФГОС, у учащихся должны формироваться личностные универсальные учебные действия экологической направленности. В ФГОС записано: «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Одним из аспектов новой модели является непрерывное экологическое образование. Непрерывное экологическое образование – это экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации, представляющая собой совокупность преемственных экологических образовательных программ как основных, так и дополнительных, соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, информационного эколого-образовательного пространства Российской Федерации, а также управление непрерывным экологическим образованием. Непрерывное образование в области экологии обеспечивает обучение, самообразование, накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

 Еще одна составляющая новой модели экологического воспитания – это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей. Часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения. Часть – является опытом творческого решения нестандартных, экологических задач. «Именно при их решении сразу сказывается пробел в формировании у школьников надпредметных умений, способности обращаться к культурному аналогу или к собственному практическому опыту для принятия решения. Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» пишут А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская в работе «Развитие общего экологического образования в России на современном этапе».

Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.

ФГОС содержит образовательный механизм, который обеспечивает ряд задач экологического образования. К ним относится:

 - формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,

- формирование основ экологической грамотности и экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни,

 - формирование умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.

Модель современного экологического образования школьников и возможности ФГОС второго поколения представлены в документе «Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития»,  а педагогические технологии ее реализации содержатся в теоретических основаниях развивающего образования.

Для правильной и успешной реализации концепции устойчивого развития в рамках школьного экологического образования следует изучить необходимые документы такие как «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», декларация «Будущее, которого мы хотим», «Хартия Земли».

Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен не только изучить данный документ, но и овладеть технологией проектирования учебных задач.

В документах обозначены уровни достижения цели экологического образования школьников:

1 уровень - экологическая грамотность. Этот уровень представляет познавательную модель, сформированную на эмпирическом уровне, действия учащихся на этом уровне осуществляются по образцу, а также формирование мотивации на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых норм.

2 уровень - экологическая образованность. Уровень, при котором познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования.

3 уровень - экологическая компетентность. Уровень, на котором познавательная модель сформирована как созидательная деятельность, накоплен опыт экологической деятельности в разных жизненных ситуациях, сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности.

На основании этих уровней формируется экологическая культура. Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество не создает угрозы жизни на Земле. Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.  

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду.  Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.

Формирование экологической культуры – это желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды, образования и саморазвития.

Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения дает новые ориентиры для модернизации российской общеобразовательной школы. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований школьного экологического образования. В основе модернизации школьного экологического образования лежит ряд педагогических принципов:

 – деятельностный подход и формирование компетентности;

 – общекультурная направленность содержания образования;

– социально-проблемный характер его новых образовательных областей для учебного взаимодействия;

– преемственность всех ступеней общего образования.

Цель экологического образования, зафиксирована в законодательных документах Российской Федерации, это развитие экологической культуры, которая включает формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения.

В Концепции ФГОС обозначены три группы результатов школьного экологического образования: личностные, предметные, метапредметные. Рассмотрим их.

Личностные результаты, отражают общекультурную направленность экологического воспитания и образования. Личностные результаты школьного экологического воспитания предполагают способность учащихся к самоопределению, формируют у них нравственную и гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. К личностным результатам относятся правовые и этические нормы, регулирующие взаимодействие человека с окружающей средой. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Предметные результаты, отражают фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое воспитание. Предметные результаты – это владение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек–общество–природа». Такие знания имеют опорное значение для осуществления положительной экологической деятельности. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Метапредметные результаты, отражают универсальный характер учебной деятельности. Метапредметные результаты – это умения, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В мировой и отечественной педагогической практике существуют три модели экологического образования:

- Однопредметная – в образовательный процесс вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.

- Многопредметная модель, при которой осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.

- Смешанная модель включает новый курс экологической направленности и одновременная экологизация традиционных учебных предметов.

 

Часть 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: