В книге «Езидизм. Из глубины тысячелетий» Х. Омархали даёт определение: «Кастовое деление в езидизме опирается на пять религиозных принципов: шех, пир, мастер, наставник и брат по загробной жизни[512]».
Çî bûn her pênc ferzê heqîqetê? Şêx û p’îr, hosta û merebî, Yar û birayê axiretê. | Каковы были пять заповедей истины[513]? Шех и пир, мастер и наставник, Возлюбленный и брат по загробной жизни. |
По мнению учёного-востоковеда Караме Анкоси[514]:
«Учение о религии езидов ещё в древности приобрело свои определённые и чёткие черты. Езиды имеют свою собственную систему религиозных предписаний, представлений и обрядов, которые отличаются своеобразием и далеки от других религий. Езидская религиозная система формировалась на основе древних суеверий, пережитки которых до сих пор проявляются у езидов. В вероучении езидов много запретов, что вызвано, главным образом, заботой о сохранении чистоты религии. Знание этих запретов, обязательных религиозных предписаний, заветов — «Фарзе дин» — необходимо каждому езиду. Верующие должны руководствоваться ими в своей повседневной жизни, а культ «Фарзе братйе» является ключом в мире познания езидского вероисповедания, помогает разобраться во всей сложности структуры и организации езидского общества». В кавле о Мридах - Qewlê Mirîdiyê читаем:
24 Rêber û rê fere Руководители и послушники
Bêjme we gelî qelendere Скажу вам странствующие дервиши
‘Ibadet bikin her pênc ferze Исполняйте все пять обязательств религии
25 Her pênc ferzêt heqîqetê Все пять обязательств истины
Şêx û pîr, hosta û merbî’ шех и пир, мастер и святой заступник,
yar û birêt axiretê друг и брат по загробной жизни
Ferzê li ser me çendî sunetê, обязательное для нас последователей традиции
Íro li dine, sibê li bangê axiretê Сегодня в этом мире завтра в призыве к потустороннему миру
Я процитировал работы наших учёных-востоковедов, чтобы показать сложившийся стереотип взглядов относительно структуры езидского общества. Представить, насколько структура общины самобытна и оригинальна, можно лишь в сравнении. Что мы и сделаем.
Теоретики суфизма утверждают, что при всём многообразии суфийских течений существуют следующие общие для всех тарикатов положения:
1. Если человек болеет, ему нужен врач. Точно так же всем верующим нужен муршид — шейх. Ученик — это пациент, у которого болит сердце, он приходит к шейху, чтобы получить исцеление, и шейх-суфий, — как врач, назначит диету и выпишет лекарства, чтобы излечить болезнь. Если ученик следуют предписаниям своего шейха, он выздоравливает; если нет, может погибнуть.
Именно шейх показывает нам, учит нас и водит нас за собой по пути к Аллаху. Верить в Аллаха — это значит иметь желание приблизиться к нему, это поиски верного пути к нему, а на верный путь к Аллаху нас наставляет «шейх»-муршид. Суфизм предполагает крепкую связь между шейхом, главой суфийского тариката (ордена), и мюридом (учеником), длящуюся на протяжении их жизней и продолжающуюся после смерти. Мюрид даёт ахд (клятву) верности и клянётся подчиняться шейху, который, в свою очередь, обещает решать все проблемы мюрида и помогать ему в решении всех дилемм, когда он обратится за помощью к своему шейху. Шейх также обещает ходатайствовать за него перед Аллахом с тем, чтобы он был допущен в Джаннат (Рай).[515]
На более высоком уровне отношения шейха и учеников можно сравнить с виноградной гроздью и лозой. Шейх привязывает грозди к виноградной лозе, соединяя их с источником живительного сока. Поэтому каждый человек, какие бы грехи он ни совершал, нуждается в наставлениях шейха (аналог первой заповеди езидского фарзе хакикате).
2. Так же, как не имеющему диплома инженеру нельзя разрабатывать проекты, не получившему согласия от предыдущих мазунов[516] нельзя утверждать иршад[517], цепь которых тянется до самого пророка Мухаммеда. Так же, как невозможно, а то и вредно, лечиться у не знающего медицину человека, так нельзя получить воспитание у не получившего свидетельство.
Идрис Шах отмечает: «Далеко не все суфии могут быть учителями. Эзотерическая интерпретация известной шутки выражает эту мысль следующим образом:
Ним-хаким хатраи джан,
Ним-мулла хатраи иман
(иранск.)
на диалекте курманджи это звучит следующим образом:
Nîvhekîma — can der da, Nîvulmdara — dîn der da. | Полуврач — угроза жизни, Полусвященник — угроза вере. |
В этом смысле полусуфием можно назвать такого человека, которому уже не нужно быть учеником, но который должен идти по Пути к конечной цели. Он не может учить, будучи занятым своим собственным развитием»[518].
Это люди, приближением к которым осчастливливаются, а дружбой с ними излечивают души, облагораживают нравы, сеют убеждения в сердцах и укрепляют веру (вторая заповедь фарзе хакикате).
3. Всего вышеуказанного нельзя достичь одним чтением книг. Это достигается практически: душевным притяжением, путём следования за живым примерам. Содружество с этими наследниками, муршидами — испытанное лекарство, а отдалённость от них — смертельный яд. Безгрешными Всевышний создал только пророков. Проводником на пути, ведущем к Аллаху, и врачом, исцеляющим от душевных болезней, является тарикатский шейх. Во всём ты должен видеть совершенство шейха, любовь к нему должна быть чистой, безо всяких помыслов, иначе не будет тебе его бараката. Если он раскроет для тебя своё сердце, это значит, что все примут тебя, вплоть до самого Мухаммеда, а при малейшем замешательстве прекратится и получение фаиза[519].
Все люди зависимы друг от друга, т. е. именно такими нас, по мусульманским представлениям, создал Аллах. Новорождённый зависит от родителей и нуждается в воспитании. Ученики нуждаются в учителе. Для выполнения любой работы нужно пройти необходимые курсы, т. е. нужен знающий эту работу человек. Если в военном искусстве необходим учитель, который учит стрелять, обороняться и выигрывать сражения, то в более тонком искусстве — одержания победы над своим «эго» — ещё важнее найти духовного наставника — «оста»[520] — который научит нас любить Аллаха больше, чем свою ничтожную плоть, научит раствориться в этой любви. Ибо только так человек сможет стать победителем в нелёгком внутреннем джихаде. После имана и ислама нет для человека большей милости, как найти духовного наставника (третья заповедь фарзе хакикате).
4. Как уже не раз упоминалось ранее, каждый верующий должен знать и верить, что у него есть сокровища и, как только они найдены, следует отправиться на поиски ключей к учителю («мараби»), которому нужно безоговорочно верить и доверять (четвёртая заповедь фарзе хакикате).
5. Как человек не может увидеть недостатки своей внешности без ровного чистого зеркала, так же ему необходим «верующий брат» (возлюбленный брат), отличающийся искренностью, правдивостью, нравственностью, лучшими качествами, чем у него самого и твёрдой верой. Брат по вере укажет ему на недостатки, душевные пороки и раскроет тайные болезни сердца; возможно, словами или же своим примером. А если человек избрал общение с богобоязненным, нравственным, стремящимся к познанию Аллаха человеком, то непременно, изо дня в день, постепенно приобретёт и его добрые качества, твёрдую веру и божественное познание путём душевного воздействия и практического следования (пятая заповедь фарзе хакикате).
В суфизме институт сухбат[521] (содружество) имеет глубокое воздействие на личность человека, его нрав и поведение, так как человек по своей природе общителен, не остаётся в этой жизни один и не может обходиться без друзей и знакомых.
И теперь, когда мы познали пользу содружества и его роль, — особенно содружества с наследником Пророка, коим является муршид, получивший право воспитания и сам прошедший ступени воспитания души под руководством «совершенного муршида», находящегося в цепи передачи (силсила), доходящей до самого Мухаммеда, важно понять порядок передачи свидетельства (иджаза). Каждый член суфийского ордена должен знать свою силсилу (цепочку), которая связывает его с Аллахом через учителя-шейха (муршида), вводящего его в братство. Со времён Мухаммеда это свидетельство, клятва и договор передавались от одного к другому, из рук в руки. Суфии называют этот договор словом «кабзат» — рукопожатие; т. е. договор, передаваемый при помощи рукопожатия. И эти муршиды, муджадиды[522] подобны подстанциям, связывающим воедино и передающим друг другу заряд от главного источника. Сами подстанции являются не источниками, а распределителями. Поскольку дальность передачи и расстояния ослабляют мощность заряда, шейхи призваны усиливать его. Приближенные к Аллаху единогласно утверждают, что тот, в ком отсутствует адаб[523], лишается продвижения, а тот, кто лишается продвижения, лишается и постижения, тогда как обладатель адаба достигает степени великих людей за короткий срок. Поэтому многие суфии считали себя «божественными избранниками» (шейх Ади — яркий тому пример), подлинными наследниками Пророка Мухаммеда, а с верой в святых связано почитание их могил, оставленных ими «следов» и прочих памятных мест их пребывания.
Может ли такое разительное сходство между суфийским «Сухбатом» и езидским «Фарзе хакикате» быть случайным совпадением?
Ответ находим в кавле «Şêxûbekir» («Шехубакр»), ода 5:
Повелитель мой приятным сделал содружество,
Как один, в любви восседают:
Ангелов было шесть — стало семь.
В кавле «Afirandina kinyatê» («Сотворение основ»):
12 P’adşê min xweş suhbete, | Повелитель мой — добрый собеседник. |
Li hev rûniştibûn muhbete, | Вместе сидели в любви. |
P’adşê min li wê derê kir hed û sede. | Тогда Повелитель мой и установил дозволенное и запретное. |
Суфийский «сухбат» в езидизме утвердился в регламент «фарзе хакикате». Сохранив единый исток, оба инстиитута преследуют одни цели, в них заложены общие ценности, термины «шех», «пир», «оста», «мараби», «яр бре ахирате» и «фарз» — суфийские (арабского лексикона). Несомненно, имеет место заимствование, перенос одной религиозной культуры на почву другой. Приведённые аргументы дают основание относить зарождение института «фарзе хакикате» и, соответственно, внедрение кастового деления ко времени не ранее середины XII в.
Заложенная шейхом Абу аль-Фадаилом Ади структура езидского общества, опираясь на вторую ступень суфизма — «тарикат» (сулюк) — подтверждает свою причастность к суфизму. В 13-м стихе того же кавла указано:
Повелитель мой дозволенное и запретное утвердил,
Шариат и хакикат [друг от друга] отделил,
Суннизм был скрыт с тех пор, как появился.
Согласно стиху, езиды представленны последователями суннизма (это категорически отвергается самими адептами), которые, отказавшись принять основы ислама — шариат, вступили на путь хакиката, и раскрывает мотивы, почему деятельность общины приняла законспирированный характер, а община стала закрытой.
В то же время, «Сухбат» не был механически перенесён из одной культурной среды в другую. В езидизме, с учётом курдских архаических обрядов, он получил дальнейшее развитие и оформился в регламент, когда каждое событие в жизни езида, будь то шех, пир или мрид, сопровождается особым ритуалом, в котором обязательно участие духовного лица.
«Очевидно, что в езидском принципе «фарзе братйе», — выборе брата по загробной жизни, просматриваются суфийские элементы. Повидимому, этот договор-соглашение был привнесён, как и некоторые другие исламские элементы, шейхом Ади, однако получил в дальнейшем самостоятельное своеобразное развитие»[524], — признаёт Х. Омархали, а шейх Мухаммед Амина аль-Курди в своём трактате «Книга вечных даров» указывает: «Суфизм предполагает крепкую связь между шейхом, главой суфийского тариката (ордена), и мюридом (учеником), длящуюся на протяжении их жизней и продолжающуюся после смерти. Мюрид даёт ахд (клятву) верности и клянётся подчиняться шейху, который, в свою очередь, обещает решать все проблемы мюрида и помогать ему в решении всех дилемм, когда он обратится за помощью к своему шейху. Шейх также обещает ходатайствовать за него перед Аллахом с тем, чтобы он был допущен в Джаннат (Рай)»[525].
Возлюбленный брат и брат по загробной жизни воплощаются в единый образ yar birêaxiretê, в качестве которого может выступать только шех оджаха, к которому по наследству приписана семья мрида. Взаимоотношения «фарзе братйе» не имеют временных границ, состояние хакикат проявляется как в этом мире — «дунья»[526], так и в последующем — «ахират»[527] (axiret), и как нельзя лучше свидетельствуют о твёрдой вере курдов-езидов в тесную связь между живыми и мёртвыми.
Заповеди «фарзе братйе» обязательны к исполнению не только для мридов, но и для представителей духовных каст. Каждый шех или пир в свою очередь должен иметь своего брата по загробной жизни, который будет молельщиком и ходатаем перед Богом о душе своего мрида после смерти. И только благодаря его молитвам душа сможет переправиться через тонкий, как волос, мост Салахат (Seleh’at) и попасть в Рай, в противном случае она срывается и падает в Преисподнюю.
Езиды убеждены, что возлюбленный брат по загробной жизни будет присутствовать при кончине своего мрида независимо от места и времени; он подскажет, что сказать двум ангелам в могиле, и сам поговорит с ними от его имени. Наконец, он заступится перед Богом в Судный День, поможет мриду благополучно перебраться через «Салахат» и сопроводит его в «Джаннат» (Рай). Мриду единственно необходимо перед вступлением на мост зачитать «Свидетельство веры» («Şehda Dîn», «Şedetiya Dîn»), в котором следует указать имена своих духовников: шеха, пира, мастера, наставника и брата (и/или сестру) по загробной жизни:
... — mewlayê mine, ... — Şêxê mine, ... — Pîrê mine, ... — Merebiyê mine. | ... — мой покровитель ... — мой шех, ... — мой пир, ... — мой наставник. |
Резюме:
Заканчивая обзор, отметим, что суфизм лишён единства, каждый учитель создаёт свою когорту учеников, а эзотерический характер учения (предназначенность для адептов) позволяет менять от одного проповедника к другому ритуалы посвящения, тайные обряды, несущие, скорее, духовные размышления, нежели юридическое толкование. Как сказал шейх Бахауддин Накшбанди, «суфийскую Истину невозможно свести к правилам и уставам, формулам и ритуалам, но частично она присутствует во всём этом».