Если сделать попытку наиболее общего сравнения уровня развития страховых компаний западных и российских, грань можно провести где-то между II и III стадией. Большая часть зффективных западных страховых компаний находится сейчас между III и V стадией; российские страховые компании - в основном между стадиями I и III. Таблица №2
Таблица 2 - „Взаимосвязь между стадиями развития страховой компании и изменениями функции экономики персоналом”
Стадия развития компании | Основные характеристики компании | Основные характеристики экономики персонала |
Стадия I: Зарождение компании | Компания только создана, отличается предпринимательством, управляется собственником | Ведение личнмх дел, оплата труда, наем и увольнения; работа с кадрами часто неформальная; все кадровне дела ведутся вручную |
Стадия II: Функдиональный рост | Страховая специализация; растут подразделения и рынок; оргструкгура формализована | Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфической должности; появляется начальник отдела кадров; обработка данннх по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не формируется |
Стадия Ш: Контролнруемый рост | Рациональная администрация; диверсифицируется страховой портфель; усиливаются конкурентые позиции на страховом рынке | Управляющий зкономикой персонала с более высоким статусом; больше кадровой информации, включая квалификационные профили, автоматизировано; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена о ней; зкономика персонала становится более ориентированной на планируемне результаты деятельности страховой компании |
Стадия IV: Функциональная интеграция | Диверсификация, децентрализация, структура страховой компании - вокруг страхових продуктов, матричное управление; широкое внедрение новых информационных технологий | Экономика персонала ориентирована на интеграцию различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение, коммуникация и т.д.); долгосрочное планирование развития персонала страховой компании; внешние колебания среды известны и интегрированы в управление изменениями. Практика работы с персоналом отработана |
Стадия V Стратегическая интеграция | Сотрудничество, корпоративная культура; межфункциональная горизонтальная интеграция; большая адаптируемость к частым изменениям; стратегическое планирование; структура - вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональннми менеджерами и их командами | Экономика персонала построена вокруг стратегии компании и является ее составной частью; систематический анализ внешней среди и оценка ее возможного возцействия; активная роль в принятии управленческих решений; долгосрочное планирование развития человеческих ресурсов; акцент на зффективность; управление зкономикой персонала входит в компетенцию президента компании или его первого заместителя |
|
|
|
|
Практика экономически эффективных компаний позволила предложить ряд важных принципов, которые легли в основу экономики человеческих ресурсов:
эффективная система подбора, найма и расстановки сотрудников;
система мотивации и оплаты труда справедлива по отношению к сотрудникам, конкурентоспособна по отношению к другим фирмам и является хорошо управляемой;
вознаграждение базируется на результатах индивидуального труда и эффективности подразделения/группы;
развитие, обучение, перемещение и повышение работников осуществляются в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями фирмы;
занятость связана с потребностями бизнеса, индивидуальным уровнем производительности, способностями и квалификацией;
индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно.
Перечисленные принципы в полной мере могут быть отнесены и к экономике человеческих ресурсов страховых компаний.
Практическая работа с персоналом страховой компании весьма разнообразна и условно может быть разбита на следующие составные части: разработка и осуществление кадровой политики; управление социальным развитием коллектива; бюрократическая кадровая работа.
Разработка и осуществление кадровой политики страховой компании включают следующие виды деятельности:
разработки концепции работы с кадрами;
планирование развития кадров;
подбор, расстановка высших руководящих кадров страховой компании и аппарата;
формирование концепции и планирование подготовки резерва кадров на высшие руководящие должности;
подготовка резерва кадров на должности руководителей и их заместителей;
подготовка и переподготовка кадров среднего звена и специалистов;
связь с вузами, центрами повышения квалификации и прочими структурами в сфере подготовки и переподготовки кадров;
финансирование системы подготовки и переподготовки кадров.
Управление социальньм развитием коллектива страховой компании включает в себя следующие виды деятельности:
разработка и координация социальных программ страховой компании;
разработка концепции оплаты труда сотрудников;
разработка нормативных материалов по оплате труда и тарифам сотрудников;
разработка коллективных договоров и тарифных соглашений, координация тарифов и зарплаты;
обеспечение единой политики в реализации социальннх стимулов и гарантий, предоставлении услуг сотрудникам;
координация медицинского обслуживания;
- связь с советами трудовых коллективов.
Бюрократическая кадровая работа с персоналом страховой компании включает:
- оформление движения кадров (прием, увольнение, перемещение), подготовка контрактов;
разработка корпоративных нормативных и методических материалов по работе с кадрами;