Предопределение у му’тазилитов

Предопределение – это то, в чем му’тазилиты ошиблись, вернее, они ошиблись в том, кто творит действия. Му’тазилиты считали, что поступки творит человек. Когда мы говорим, что наравне с Аллахом есть еще кто-то, кто творит действия, то получается, что наравне с Аллахом есть еще творец. А это ширк – самый страшный грех.

Важный аспект Единобожия состоит в том, что нет Творца, кроме Аллаха. Об этом сказано в Коране: «Аллах сотворил вас и ваши деяния». Это ясныйдалиль, указывающий на то, что деяния тоже сотворены Аллахом.

Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а – это община, которая следует срединному пути во всех вопросах. С одной стороны, есть те, кто отрицает атрибуты Аллаха, как му’тазилиты. А есть те, которые уподобили Аллаха творениям, как ваххабиты. Мы – Ахлю-с-Сунна, мы признаем атрибуты, но также признаем, что они не похожи на творения.

С предопределением - то же самое. Есть те, кто отрицают предопределение, – му’тазилиты, а есть такие, которые утверждают, что Аллах заставляет нас что-либо делать, – джаббариты. Мы же считаем, что предопределение существует, но у человека есть выбор.

Мы срединная община во всех вопросах. Это и есть признак Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а – золотая середина. Что касается му’тазилитов, то такого течения в наши дни не существует. Они жили и имели власть примерно во времена имама аль-Газали, в 5-6 веках по хиджре. Однако, как мы уже говорили на предыдущих уроках, определенные элементы убеждений этой секты есть у шиитов.

Скажем еще несколько слов о других сектах.

Есть хавариджи. Классическая идеология хавариджей в наше время официально проповедуется в государстве Оман, они называют себя ибадитами. Но это "умеренный" хариджизм, так как есть еще хариджизм радикальный, террористической направленности. Что касается акыды ваххабитов и хариджитов, то ваххабиты не во всех аспектах являются хавариджами. Они позаимствовали у хавариджей метод убийства мусульман, когда мусульман объявляют неверными.

Мазхаб

Теперь затронем немного тему мазхаба. Мазхаб, грубо говоря, - это не мнение одного человека, а та методология, те принципы, которые заложил этот человек. Но его ученики могут разойтись с ним во мнениях, то есть, следуя тому же самому принципу и методологии, они выносят иное решение, которое считают более верным. Поэтому в более поздние времена мазхабы как в фикхе, так и в акыде, изучают по основополагающим книгам. В каждом мазхабе есть такие книги, и они носят название му’тамад. На основе таких книг говорят, что ашариты исповедуют те или иные аспекты веры.

Таклид

В Исламе существует такое понятие, как таклид. Таклид – это следование за кем-то без доказательств. Таклид в фикхе – это следование различным фетвам, например, указывающим нам на то или иное действие в намазе. А вот таклид в акыде – что под этим понимается?

Допустим, мы верим в Аллаха, потому что слышали от кого-то, что Он есть, но не ищем доказательств в Его существовании. Среди ученых есть разногласия, принимается ли такая вера.

Му’тазилиты считают, что такая вера не принимается, то есть вера обязательно должна быть основана на рациональном доказательстве. Если человек не знает доказательства, он считается неверующим. Это мнение му’тазилитов, а также некоторой части ашаритов.

Основополагающей же позицией среди ашаритов является то, что такой человек - грешник, поскольку оставил размышления, если у него на это были способности, то есть если у него хватало разума задаться этим вопросом и понять его. Если таких способностей не было, то он не грешник.

Задаться вопросом о существовании Бога – обязанность каждого. Доказательством Его существования может служить такая цепочка рассуждений:

Все окружающее нас сотворено, и мы в том числе. Следовательно, должен быть Cоздатель. Нет ни одной вещи, у которой нет Cоздателя.

Нужно иметь доказательства хотя бы на таком уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: