Шестой сыфат – Мухаляфатулиль-хавадис – Абсолютное отличие от творений

Наш Господь сотворил нас и все другие творения, поэтому Он этому творению не подобен. Если бы он был подобен этому творению, то это означало бы, что Он сам творение, так как схожесть атрибутов указывает на схожесть сущности.

Если у двух существующих явлений есть схожие черты творения, то значит, оба эти явления сотворенные. И поэтому Аллах не описывается категориями изменяемости, размера, перемещения и другими характеристиками, присущими только творениям.

Мухаляфатулиль-хавадис означает абсолютноенеподобие творениям. Нельзя сказать, что Аллах полностью или частично подобен творениям. Доказательством этому является аят Корана (смысл): «Ничто не подобно Ему». Это является самым лучшим и ясным доказательством о неподобии Аллаха творениям.

7) Седьмой сифат – Аль-Хайа – Жизнь.

В отношении Аллаха это предвечныйсифат. Жизнь Аллаха не подобна нашей жизни, которая осуществляется за счет крови, мяса, тела, души. Жизнь Аллаха – это смысловой атрибут, которым Аллах описан, но Аллах не нуждается ни в каких органах для этой жизни, ни в теле, ни в душе, как в нашем случае. И жизнь – это тот атрибут, который позволяет описывать что-то силой, волей и знанием, то есть если Аллах не был бы описан жизнью, Он не мог бы быть описанным Волей, Знанием и Силой. Все эти атрибуты присущи только тому, что охарактеризовано жизнью. Мертвое не может иметь силу, знания и волю. Сказано в Коране (смысл:): «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Него, Который Живой».

8) Восьмой сыфат – Аль-Кудра – Всемогущество.

Это обязательный атрибут Аллаха, которым описана Его сущность. Сила Аллаха не имеет границ, и нет никого, кто мог бы противодействовать Его решению или Его силе, поскольку Аллах является единственным, совершающим действия, и все окружающее – творения Аллаха, и нет никакого творца, который мог бы творить наравне с Ним. Ведь сказано в Коране (смысл): «Аллах над всякой вещью мощен».

9) Девятый сифат – Аль-Ирада – Воля.

Это предвечный атрибут. Когда мы говорим о предвечном атрибуте, имеется в виду, что все атрибуты, которыми описан Аллах, не имеют начала, то есть нельзя сказать, что Аллах когда-то был Всемогущим, а потом стал не всемогущим, или когда-то не было этого атрибута, а потом он появился. Что касается Воли, то Аллах абсолютно независим в Своей Воле, и ничто не может навязать Ему чужую волю или принудить Его захотеть то, чего Он не хочет.

Поэтому мы говорим: «Все, чего Аллах хочет, происходит, а все, чего Он не хочет, – не происходит». Ведь сказано в Коране (смысл): «Творящий все, что пожелает».

10) Десятый сифат – Аль-Ильм – Знание.

Знание Аллаха всеохватывающее, всеобъемлющее, оно охватывает все, что было, все, что будет, что могло бы быть, все, что происходит, обо всем этом знает Аллах. Все, что невозможно, все, что обязательно, – об этом тоже Аллах знает.

11) Одиннадцатый сифат – Ас-Сам’ – Слух.

Этот атрибут не является идентичным сифату Знание, то есть этот атрибут связан с тем, что может быть услышано. Аллах слышит звуки, но Его восприятие звуков не похоже на наше восприятие звуков посредством органов, например, ушей.

Как Аллах слышит, мы не знаем, но Аллах описал Себя этим атрибутом, поэтому мы в это верим. Но это не происходит через уши, барабанные перепонки или какие-то другие органы.

Все атрибуты Аллаха не нуждаются в органах, то есть для Силы Аллах не нуждается в руках, для Зрения Аллах не нуждается в глазах, для Слуха Аллах не нуждается в ушах, ведь Аллах совершенен и не описан категориями творения.

Органы – это признак неспособности, недостаточности, поэтому это признак творения, и Аллах не может быть охарактеризован этим признаком.

12) Двенадцатый атрибут – Аль-Басар – Зрение.

Аллах видит нас, видит все творения, и Его способность видеть безначальна и бесконечна, и, соответственно, Его Видение может распространяться на то, что может быть увидено. Доказательством этих атрибутов, то есть того, что Аллах описан Слухом и Зрением, является аят (смысл): «И АллахВсеслышащий, Всевидящий».

13) Тринадцатый атрибут – Аль-Калям – Речь.

Это также обязательный атрибут, который не подобен речи творений. Мы знаем, что Аллах ниспослал нашему Пророку Священный Коран, который является выражением предвечной Речи Аллаха, и мы знаем, что Аллах разговаривал со Своими пророками, например, с Мусой . Доказательством этого атрибута является аят (смысл): «И разговаривал Аллах с Мусой разговором», – то есть здесь идет усиление смысла «разговор», и это служит для нас указанием, что Аллах описан таким атрибутом, как Речь. Но Речь Аллаха не состоит ни из букв, ни из звуков, и в этом смысле Речь Аллаха не подобна речи творений.

Мы кратко разобрали атрибуты Аллаха, в которых человек должен быть убежден и уверен. И сомнение в этих атрибутах является неверием.

И если спросить у человека: «Является ли Господь Всемогущим?» – и он ответит: «Не знаю», – то это будет куфром. А также если он скажет: «Не знаю, является ли мой Господь Всезнающим».

Не обязательно, чтобы человек знал эти атрибуты наизусть и мог перечислить по памяти, но убежденность в них является обязанностью. Если спрашивают: «Является ли Господь Знающим?» – то надо ответить: «Конечно, Он Всезнающий».

И то же самое в отношении всех остальных атрибутов. Все атрибуты – это атрибуты совершенства, и ни один атрибут, которым мы описали Аллаха, не может содержать недостатка, изъяна, не может изменяться, поскольку все это – признаки творения, а Аллах превыше того, чтобы описываться теми категориями, которыми описаны Его же творения.

Хвала Аллаху – Господу миров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: